Прохоровский район по праву может гордиться династией, в которой три поколения преподавателей: бабушка, дочь и внучка. Её основатель –учительница математики Прохоровской гимназии Валентина Сергеевна Печерикина (Чурсина).
«Она всегда была рядом с нами»
Валентина Сергеевна родилась на хуторе Грушки в тяжёлое военное время – в октябре 1942 г. Детская память – вещь удивительная! Валя помнила, как её кормили «жваниками»: мама заворачивала в тряпочку прожёванные кусочки хлеба и другой еды, которую удавалось достать, и давала малышке вместо соски. Помнила, как с фронта отец-офицер прислал посылку, в которой было настоящее чудо – кусковой сахар! Кстати, когда в 1946 г. Сергей Никитович вернулся домой с войны, Валя первое время называла его «дядя», так как раньше никогда не видела отца…
В 1959 г. девушка окончила Железнодорожную среднюю школу №71 станции Прохоровка Южной железной дороги. Валентине хотелось связать свою будущую профессию с детьми, работать учителем. Но её мама, пережившая голод и разруху военных и послевоенных лет, советовала дочке выбрать профессию, с которой «не будешь бедствовать, научишься своими руками что-то делать и сможешь обеспечивать себя». А Валентина неплохо шила, любила рукоделие. Нужно сказать, что в Прохоровском районе уже в 1928 г. существовали курсы кройки и шитья, на которых наших землячек обучали востребованному ремеслу.
Мнение родителей раньше было законом для детей, поэтому Валя несколько лет пыталась поступить в швейно-текстильный техникум в Харькове, но недобирала баллы. В это время работала таксировщиком, счетоводом, бухгалтером на предприятиях родного посёлка. А в 1962 г. поступила, как и хотела, в Белгородский пединститут. Помимо учёбы, студенческие годы запомнились ей работой вожатой в детских лагерях, студенческими маёвками, лыжными походами по незастроенной в те годы Харгоре.
В 1967 г. Валентина окончила пединститут, получив квалификацию учителя математики и физики и звание учителя средней школы. А рукоделие станет её хобби на всю жизнь. В 1986 г. она в районном Доме пионеров окончит курсы кройки и шитья, будет шить красивую одежду для всей семьи, и даже пуховые одеяла.
По распределению Валентина Сергеевна начала работать в Масловской восьмилетке Прохоровского района, затем – в Верхне-Ольшанской школе. Конечно, тогда молодая учительница и предположить не могла, что станет основателем педагогической династии и по её стопам пойдут дочь Наталья и внучка Юлия.
В 1970 г. Валентина Сергеевна переступит порог родной Железнодорожной школы №71 как учитель математики, в которой проработает до 2006 г. Наставником молодого специалиста была Вера Петровна Чурсина, которая поддерживала, делилась опытом с молодой учительницей.
За 39 лет работы учителем Валентина Сергеевна дала путёвку в жизнь не одному поколению прохоровских мальчишек и девчонок. За добросовестный труд она была отмечена значком «Отличник народного просвещения», удостоена звания «Ветеран труда». Но главная её награда – добрая память учеников. Для них она осталась Учителем с большой буквы.
Вспоминает Андрей Шляхов, у которого Валентина Сергеевна была классным руководителем и учителем математики в 4–8 классах (1974–1981 гг.) и преподавала алгебру в 9–10 классах: «Валентина Сергеевна была добрым человеком и строгой, требовательной учительницей. Переживала за наши знания, могла ставить двойки, но заслуженно. На контрольных и экзаменах не подсказывала, старалась, чтобы мы сами могли всё решить.
Занималась нашим воспитанием. Помню, читая нам на классном часу о подвиге Зои Космодемьянской, учительница вытирала слёзы с глаз на месте о казни девушки. Прививала нам патриотизм. Так, на уборке моркови в совхозе пообещала снять красный флажок с комбайна и вручить первому, кто уберёт свою грядку до конца. Это было так почётно – заслуженно получить красный флажок! Она всегда сдерживала данное нам, детям, слово.
После уроков мы с Валентиной Сергеевной ходили в походы, играли в Зарницу в Сторожевском лесу и в Шмарино. Она контролировала нашу посещаемость, волновалась, если пропускали школу. Учила нас бережливости, говоря: «Будьте аккуратными, вам вещи ни на один день покупаются». Вместе с нами и нашими родителями в конце каждого учебного года делала ремонт в классе: белила, красила.
Валентина Сергеевна была строгих правил, подтянутая, всегда опрятно одетая. Нарушителей дисциплины могла и за ухо потрепать, а девочкам-модницам смыть неуместную косметику. Сейчас другие времена, но тогда мы и наши родители воспринимали это нормально. Но никогда она не кричала, пыталась всё спокойно объяснить.
Мы очень уважали Валентину Сергеевну, она всегда была рядом с нами. Всё наше детство и юность. Поэтому и мы были рядом с ней, провожая в последний путь: на ее похороны пришли всем классом – все ребята, кто живет в Прохоровке. Мы помним её!»
Вторая мама детей-сирот
Педагогическая династия – это потребность следовать традициям семьи или самостоятельный и осознанный выбор человека? В случае Натальи Колмыковой, дочери Валентины Сергеевны, педагогическая стезя была ей предопределена. Она – воспитатель, 25 лет работает в детском доме, с момента его основания в Прохоровке в 1998 г.
В детстве маленькая Наташа играла исключительно «в школу»: учила плюшевых медвежат и зайцев, рассаживая их по парам за столом, аккуратно заносила в настоящий школьный журнал, подаренный мамой, их оценки. Ребёнком часто сидела на уроках у Валентины Сергеевны на задней парте: ждала, чтобы вместе с ней после занятий идти домой в Грушки. Повзрослев, помогала маме по её шаблону проверять домашние задания учеников. В то время непросто было – придёшь домой, надо печку растопить, скотину покормить, себе еду приготовить. А еще и три стопки тетрадей проверить по 30–40 штук в каждой – классы тогда большие были. Вот Валентина Сергеевна и привлекала дочь. Наталья знала всех учеников мамы, так как, можно сказать, выросла в школе на её уроках. Да и мамин предмет – математику – до сих пор знает «на отлично».
После 8 класса Наталья поступила в педучилище в Белгороде. Получила специальность «воспитатель детского сада». Работала в Белгороде помощником воспитателя, затем воспитателем. Переехав в Прохоровку, устроилась в районную библиотеку, но ненадолго. С 4 июня 1998 г. Наталья начала работать в детском доме. И сегодня, отдав более 25 лет своей жизни детям-сиротам, она уверенно говорит: «Да, это моя профессия, моя жизнь!»
Наталья всегда старается понять ребёнка, поставить себя на его место, быть авторитетным взрослым, всегда сдерживает данное ребёнку слово – и в поощрении, и в наказании. Поэтому выпускники детского дома всегда приезжают к своему педагогу, обязательно заходят к ней домой. Так, её первая воспитанница Светлана Барабаш, мама трёх детей, в этом году удостоенная почетного знака «Материнская слава», до сих пор прислушивается к советам своего воспитателя. Звонят Наталье разъехавшиеся по стране выпускницы – Лера Попова, Катя Витохина, Оля Волохова, чтобы поделиться, как говорится, и горем, и радостью. А Илья Яровой, живущий в Тюменской области, разговаривает со своим воспитателем по видеосвязи. Наталья Колмыкова помнит всех своих воспитанников, с теплотой рассказывает о детях. А они поздравляют «свою опору и поддержку» с праздниками, днями рождения. Приезжают – обязательно «гостинец» привезут своей второй маме.
За свой самоотверженный труд Наталья Колмыкова неоднократно награждалась почётными грамотами министерства социальной защиты населения Белгородской области и главы администрации Прохоровского района. Она – победитель регионального конкурса профессионального мастерства педагогов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Доброе сердце».
Все 30 лет своего педагогического пути она помнит наставления мамы-педагога, которая говорила: «Наташа, если ты берёшься за какое-то дело, за подготовку урока, мероприятия, ты должна его через себя пропустить, жить им».
Поэтому педагогическое кредо Натальи Колмыковой – детской жизнью своих воспитанников надо жить самому, чужих детей не бывает!
«Профессия меня сама нашла»
Педагогическую династию, начатую Валентиной Сергеевной Печерикиной, продолжает её внучка – Юлия Шарутенко. Вот уже три года она – преподаватель и классный руководитель в Белгородском строительном колледже.
Маленькая Юля, как и её мама, в детстве с удовольствием играла «в школу», хотела быть учителем, даже и не представляла, что есть другие профессии.
В гимназии часто была у бабушки на уроках. Девочку буквально восхищал процесс преподавания, взаимодействие учителя и ученика. Но по окончании Прохоровской гимназии в 2006 г. поступила в БГТУ им. В.Г. Шухова в автомобильно-дорожный институт, который окончила в 2011 г. Десять лет работала в АО «Орёлдорстрой» инженером отдела контроля качества. Она строила дороги на территории аэропорта в Белгороде, федеральные трассы М-2 и М-11 на территории Белгородской и Орловской областей.
В 2021 г. Юлии как высококвалифицированному специалисту с опытом работы предложили читать лекции по строительству и эксплуатации городских путей сообщения в Белгородском строительном колледже. Она согласилась и сразу поняла, что это дело её жизни – работать с детьми, обучать их специальности, воспитывать. Юлия осознанно решила продолжить педагогическую династию. Сегодня она говорит: «Можно сказать, что профессия меня сама нашла».
Ей помогает опыт мамы, которая, как и Юлия, работает с современным поколением подростков, взрослыми детьми со своим сформировавшимся характером, взглядами на жизнь, привычками. Дочь часто опирается на мамины советы в воспитании мальчишек, классным руководителем которых она является. Юля, как и Наталья, видит в каждом своём студенте личность и с уважением относится к ней, но в то же время требовательна к качеству знаний своих студентов, к дисциплине. У неё, что называется, не забалуешь. Большое внимание уделяет воспитательным мероприятиям в группе – они с ребятами ходят в филармонию, в театр, на выставки. Она – преподаватель первой категории.
Сегодня род Валентины Сергеевны Печерикиной продолжает маленький внук Максим. Сейчас трудно сказать, продолжит ли 6-летний мальчуган и её педагогическую династию. Но, как когда-то его бабушка и мама, мальчик нередко сидит на задней парте у них на занятиях, слушает, смотрит и, сам того не осознавая, перенимает педагогический опыт. Время покажет!
Альбина БАЛАБАНОВА.
Член Союза журналистов России, учёный секретарь музея-заповедника «Прохоровское поле».