Крупнейшая стройка XX века - БАМ стала символом той эпохи. Для кого-то - это юность, эпоха, в которую вошли лучше годы жизни, а для более молодого поколения - пример героического труда их родителей, бабушек и дедушек, о котором они частенько рассказывают, рассматривая семейные альбомы. Байкало-Амурская магистраль или «всесоюзная ударная комсомольская стройка» - работать сюда приезжало большое количество молодёжи - они узнавали о грандиозном событии из массовой агитационной кампании, которая в то время заполняла газеты, журналы, радио- и телепередачи. Хоть история БАМа и начинается намного раньше, именно позднесоветский отрезок, построенный в 80-х годах, занял центральное место в публичной памяти и истории страны. Трудовая мобилизация на стройку шла в основном через комсомольские организации. Сюда ехали молодые инженеры, строители, представители других специальностей и разнорабочие. Воспоминания бамовцев о грандиозной советской стройке окрашены эмоциями радости, энтузиазма и гордости, о ней говорят как о самом счастливом времени жизни. Сегодня хотим вам рассказать не только о стройке, но и людях, которые в перерывах между трудовыми подвигами и покорением сибирской тайги жили там обычной жизнью, создавали семьи, радовались рождению детей. Одними из таких строителей являются Сергей Сошенко и его супруга Надежда.
Родился Сергей в селе Большое, затем окончил Харьковское училище, поработал на авиационном заводе, оттуда же ушёл в армию, службу проходил в Венгрии. Весной 1980-го года вернулся домой и устроился работать в г. Харьков на строительный комбинат, а в августе ему и нескольким его друзьям предложили поехать на БАМ по комсомольской путёвке. Проработал там наш герой до 1996 года - целых 16 лет.
Для Сергея БАМ - отдельная страница в жизни, ведь именно там, как он сам говорит, прошли его лучшие годы. Здесь он повстречал свою любовь - Надежду, с которой рука об руку идёт по жизни и по сей день. Она приехала на великую стройку на год позже Сергея и работала плиточником-облицовщиком. Наш же герой сначала трудился плотником-бетонщиком, а после - монтажником стальных железобетонных конструкций. Бригада супруги входила в отделочный участок, он же - специализированный строительно-монтажный поезд «УКРСТРОЙ».
Как вспоминает Сергей, первый отряд «Донбасс» на стройку приехал в 1974-м году, сначала ребята жили в вагонах, а после им построили общежития.Путь нашего героя до БАМа охватил почти всю современную Россию. Сначала он добрался до Москвы, затем поездом до Хабаровска, ну а далее уже с такими же энтузиастами до Ургала. По началу отряд Сергея «Харьков» насчитывал около 50 человек: все товарищи - молодые строители, и хотя у каждого здесь была своя цель, их объединяло общее дело. Строили БАМ представители разных народов: таджики, молдаване, корейцы, китайцы, украинцы, почти все соседи России. Тогда в ходу было выражение «есть такая национальность - бамовец», это свидетельствовало о том, насколько важной была принадлежность человека к сообществу строителей БАМа, несмотря на то, откуда он. А быт на стройке, по рассказу нашего героя - своя романтика.
«Условия были хорошие, общежития построены из досок, всем необходимым мы были обеспечены. Поначалу тяжело было привыкнуть к климату, но и с этим со временем справляешься. Хоть работа и была трудоёмкой и напряжённой, но и для отдыха мы находили время: ловили рыбу, сплавлялись по рекам - всего понемногу. Смотрели фильмы в местном Доме культуры. Даже артисты к нам приезжали, пели для нас, но и мы не отставали, иногда своими силами организовывали праздники и разные мероприятия. Жена принимала очень активное участие в торжествах, а я был депутатом поссовета. Огромное внимание уделялось спорту, на лыжах бегали, в лес ходили… В то время мы все были молодыми, энергичными и ехали не только заработать деньги, но и обрести новые знакомства. Как же было здорово!» - вспоминает Сергей Сошенко.
Инфраструктура БАМа стремительно развивалась: рабочие создавали семьи, у них рождались дети. На территории посёлка поначалу был один детский сад, затем появились ещё два, позднее построили и новую школу, до этого была деревянная. Со временем возвели красивейший вокзал и - всё это в Тайге. Силами бригады, в которую входил Сергей, построена котельная, а также очистные сооружения. Вся необходимая для жизни инфраструктура была создана. Были среди строителей магистрали и так называемые «целевики». Это те, которые приехали с определённой целью, например приобрести машину или квартиру. Им устанавливали платёж, а по прошествию двух-трёх лет выдавали чек, по которому можно уже было получить желаемое. Сергей Сошенко таким образом приобрёл автомобиль ВАЗ‑2106.
«Питание было отменное - качественное, свежее, к нам привозили всё в первую очередь. Приехав туда, даже поверить не мог, что будем с друзьями чаёвничать, про кофе вообще мыслей не было, но, оказавшись на месте, был немного шокирован - и тебе кофе, и чай разный, всё, что душе угодно. Но не стоит забывать - работали мы, считай, в лесу, морозы минус 40, технику в такую погоду не применишь, те же краны останавливались, солярка густела и нам приходилось всё делать вручную. Это сейчас надо тебе отрезать что-то - возьми «болгарку», да режь, а раньше было два верных помощника - бензиновый резак и сварочный аппарат - выкручивайся, как хочешь!», - рассказывает бамовец.
По соседству с отрядом нашего героя производилась расчистка Дуссе-Алиньского тоннеля - его начали бурить ещё в 1939 году, несколько раз работы замораживали, а в силу высокой обводнённости породы он постепенно оказался полностью заполнен льдом. Как рассказывает наш герой - работа сложнейшая, но и её люди смогли выполнить.
«Бескрайняя территория, то, что не перестаёт удивлять. Сколько бы ни сплавлялись по рекам, те просторы - просто нечто! Такая красота, её не выразишь словами. Проехал по ближайшим посёлкам, был и в столице БАМа - Тынде, город потрясающий! За 16 лет повидали мы всякого, но очень сильные впечатления оставили частые встречи с дикими животными, в особенности с медведями. Раз пять точно к нам этот «хранитель тайги» выходил, да и мы частенько на сплавах его то здесь, то там встречали, старались не беспокоить могучего зверя, так, издали посмотрим и дальше в путь», - делится воспоминаниями наш герой.
На момент, когда Сергей с супругой решил вернуться на родину, население посёлка, в котором они жили, насчитывало около 15 тысяч человек. Со многими коллегами тех лет до сих пор поддерживается связь: либо созваниваются, либо общаются в соцсетях. Некоторые всё ещё продолжают работать, но уже вахтовым способом. На вопрос о том, почему уехали, наш герой отвечает просто - были тяжёлые времена. Для БАМа тот период был также напряжённым, поэтому лишь малая часть работников осела и живёт в тех краях до сих пор. Сергей же после стройки ещё немного поездил по стране, работал в Санкт-Петербурге, воспитал детей, а сейчас уже вышел на пенсию, радуется внукам и степенно живёт в любви и согласии со своей супругой. А свои молодые годы вспоминает с радостью. Он горд, что когда-то вместе с женой был частью великого дела - строительства Байкало-Амурской магистрали.