Это место никогда не входило в экскурсионные маршруты нашего легендарного района, не предмет поклонения и широкого общественного интереса. Тем не менее, оно есть место возвращения из ада сотен наших сограждан. Это Иоанно-Кронштадский Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение» в Малых Маячках, открытый по инициативе губернатора Евгения Савченко и Белгородской и Староосколькой епархии в 2013 году. Учредителем и руководителем центра в организационно-правовой форме автономной некоммерческой организации является известный в регионе священник и педагог о. Иоанн (Иван Суворов).
Проблема роста наркомании в России, да и на Белгородчине, уже тогда была далеко не нова. Эпоха так называемых перемен постперестроечного периода, лихих 90-х принесла эту беду в Россию вслед за порушенными границами великой страны, многими табу в социуме, активизацией мнимых ценностей и столь же умозрительных свобод. Алкоголизм, растущий среди населения на фоне, якобы, борьбы за трезвость, наркомания, внедряющаяся, якобы, как более утончённая форма «балдежа» на различного рода тусовках и массовках, стали распространённым явлением и уже переставали иметь массовое социальное осуждение и отторжение: ну, это где‑то там у нас порой, это ко мне не относится и не волнует. Ан, увы, нет.
Статистика – вещь, как говорят, упрямая, – свидетельствует, что наркотики ежегодно убивают в России около 70 тыс. человек (данные ФСКН РФ), то есть, выкашивают по два с небольшим таких, как наш, района. По тем же данным ежегодно наркоманами в стране становятся около 86 тыс. россиян, или 235 человек ежедневно подсаживается на наркотики. Наркологи тогда утверждали, что эффективность лечения наркомании 3–5% и что более 95% пролеченных за государственный счёт больных после окончания лечения продолжают употреблять наркотики. Такая ситуация уже была недопустима ни с человеческой, ни с государственной точек зрения. И появился как бы симбиоз государственной поддержки и духовного участия для противостояния этому вселенскому злу в виде реабилитационного центра.
Вот уже шесть лет центр занимается реабилитацией зависимых от наркотиков и алкоголя людей. И уже есть достаточно значительные результаты: за это время курс реабилитации прошли более 300 человек, 70% из которых возвращается к нормальной жизни. Однако созданные в центре условия, применяемые методики реабилитации дают шанс многим из так называемых сорвавшихся по собственной воле вернуться в центр, а это уже показатель доверия.
При встрече заместитель руководителя центра, психолог по образованию Юрий Шафигулин с достоинством рассказывает и показывает, в каких условиях проходят реабилитацию проживающие здесь люди. Вообще центр рассчитан на 26 пациентов, сегодня на реабилитации их 15 человек. Однако в последнее время организовано ещё несколько мест для нуждающихся в лечении белгородцев на средства регионального бюджета.
Процесс прохождения не так уж и прост, как кажется на первый непосвящённый взгляд. По словам Юрия Владимировича, сначала нарко- и алкозависимые проходят курс диагностики состояния в лучшей и современной из клиник региона – в областном наркологическом диспансере, где опытные психиатры-наркологи проводят комплексную оценку физического и психического состояния пациентов. По результатам диагностики составляется индивидуальный план лечения и дальнейшей реабилитации. Впоследствии пациенты продолжают в течение шестимесячного срока реабилитации оставаться под наблюдением данных специалистов.
В самом центре происходит свой особый процесс восстановления пациентов. Первое и необходимое условие – это изоляция пациентов до момента выздоровления. Именно поэтому центр является закрытым учреждением, находится в 50 километрах от города, а, стало быть, вдали от прежней среды проживания и многих соблазнов. В центре осуществляется круглосуточное видеонаблюдение, ограничено общение по телефону даже с родственниками и иными близкими пациента, разговоры происходят в присутствии консультанта, на что, естественно, даёт согласие сам пациент. При этом контролируются нежелательные моменты общения.
«Конечно, вхождение в процесс реабилитации, в ежедневную жизнедеятельность центра для большинства пациентов становится, мягко говоря, открытием. Отрыв от привычной среды, прежнего так сказать свободного времяпрепровождения для психики, и без того надорванной химической зависимостью, требует большого напряжения. Тем не менее, руководством центра очень тщательно продумана программа реабилитации, начиная со строгого распорядка и заканчивая досуговыми развлекательными мероприятиями. Один из основных аспектов – это привлечение к самостоятельной жизни. Ведь понятно, что в прежнем эти люди мало о чём, кроме добытия дозы алкоголя или наркотика, заботились. «Сердобольные» родные, не всегда понимая ложность своих жалостей, не побуждали и не принуждали таких людей даже к обычным жизненным обязанностям», — отметил Юрий Шафигулин.
В центре же пациенты на полном собственном самообслуживании. Здесь они впервые сталкиваются с необходимостью готовить себе еду, стирать бельё, убирать помещения, ухаживать за немудрёной живностью – кроликами да курами, посадками овощей в огороде и на хоздворе центра. Но самое главное и важное, что здесь с применение особых методик готовят к самоанализу, самооценке своих восприятий происходящего, здесь они приобщаются к слову Божиему через послушание и исповеди отцу Иоанну, благодаря чему устанавливается доверие, приходит осознание и понимание, желание вырваться из лап той беду, в которую их занесло.
А заносит всех по разному, но всегда по одной причине – причине ненаработанного в своё время чувства социальной ответственности. Большинство из таких людей, по мнению специалистов, в своих проблемах винят всех, кого угодно, и только не себя. Здесь, в центре постепенно и ненавязчиво их подвигают к пониманию, что всё в твоих руках. Отсюда и еще одна немаловажная деталь – процесс возвращения в социум. После шести месяцев реабилитации в центре в действие вступает разработанная руководством программа ресоциализации – то есть, проживание в первое время на адаптационной квартире. Здесь пациент уже волен устроиться, в том числе и с помощью центра, на работу, посещать на выходных своих родных и близких. Здесь их обучают, как ни странно, оплачивать коммунальные услуги и прочему, кажущемуся нам абсолютно естественным даже для наших малых детей.
И это горькая правда. Довелось поговорить с нынешними пациентами центра Н. и Л. Первый, кстати, несколько лет с интересом занимался спортом, считая себя вполне адекватным человеком, ищущим уверенно свой путь в жизни. Но в какой‑то момент поддался слабости – попробовал вкус наркотиков. И, к сожалению, покатился вниз, то есть пристрастился к ним. Но нашёл в себе силы осознать, что жизнь его, почти и не начавшись по‑настоящему, может оборваться. И твёрдо решил покончить с укрепляющейся привычкой. И не просто решил, а проявил смелость в действии — обратился с просьбой о лечении. Он уже несколько месяцев чувствует здесь в центре заботу о себе, активную помощь. Отсюда и крепнет в нём уверенность: он всё преодолеет и выйдет к полному излечению. Другой молодой человек в центр попал по настоянию родителя: отец, человек верующий, нашёл адрес в интернете, и теперь юноша тоже успешно проходит реабилитацию, впереди у него – выздоровление. Так что, есть куда стремиться.
Впрочем, вся обстановка, все созданные в центре добротные условия проживания, общения, необходимые мероприятия, в том числе культурно-развлекательные, направлены на то, чтобы отсюда вышли люди не в старую колею, а на ровную жизненную дорогу. Президентский грант, который получил центр «Воскресение» позволит помочь ещё большему количеству людей, попавшим в непростую жизненную ситуацию.