Фестиваль развернулся в школьном дворе в Прелестном. Неумолчный детский гомон, из музыкальных колонок слышатся русские песни, в нарядных костюмах шатают туда-сюда школьники. Кто‑то завершает окончательную сервировку столов, кто‑то повторяет строчки стихотворений и всем не терпится начать праздник.
И это действительно был праздник – в хороших русских традициях, широкий, раздольный, в чём‑то забавный, а уж сами исполнители (а в фестивале участвовала вся школа) выкладывались на полную катушку. Это — не какое‑то дежурное мероприятие, как проходят иногда у нас в сёлах, где основную часть публики составляют зачастую приехавшие из Прохоровки представители и артисты. И сценарий бывает избитым, а так хочется найти какую‑то изюминку.
А в Прелестненской школе не так. Тут изюминки выскакивают каждую минуту, и уже не знаешь, что будет следующим массовым номером: хоровод, пляска, «ручеёк», сценка, игра, конкурс, чтение стихов или исполнение песен и частушек. Стало понятно, что талантами и личном участии в возрождении русских традиций и культуры тут хотели блеснуть и ученики, и родители, и учителя.
Сразу видно, что к фестивалю готовились все тщательно, оттачивая каждый момент и нюанс. Не говоря уже о разнообразии блюд из каши и сопутствующей ей угощениях, в том числе хлебобулочных. Некоторые из блюд явно претендовали на эксклюзив, как та же манная каша в киселе на столе 7-го класса, которую готовят только в хуторе Ямки. А причём здесь Ямки, когда речь идёт о Прелестненской школе, спросите вы? Такой вопрос возник и у меня и мне всё разъяснил директор школы Владимир Бузанаков. Оказывается, в Прелестненскую школу возят на учёбу 54 ребёнка с территории Прохоровского городского поселения и, аж семь первоклассников при общем количестве учащихся в 181 человек.
Смотря на обилие блюд и разнообразие концертных номеров, можно было представить, что перед жюри была поставлена очень сложная задача: выбрать лучшие из лучших. Весь процесс затянулся часа на полтора безо всякого перерыва, как в опробовании доброй сотни блюд, так и оценки десятков сценических представлений. Дольше всех, мне кажется, мы задержались у стола 8-го класса, где был представлен фруктовый плов: с цукатами, курагой, изюмом, кусочками яблок, пассированных в сахарном сиропе. Когда через несколько минут мы вернулись к нему, чтобы насладиться ещё раз, увы, он закончился.
А праздник продолжался. Нас звали к каждому столу, на площадке шли бесконечные хороводы, пляски и выступления самодеятельных артистов. Дети живо общались с учителями. Было видно, что это большая дружная семья, в которой и я тоже почувствовал себя не чужим человеком. Почему‑то подумалось о новом региональном проекте «Доброжелательная школа». Такое ощущение, что в Прелестном этом проект в чистом виде начали воплощать в жизнь уже лет двадцать назад.
А между тем, пришло время подводить итоги фестиваля. Ещё до начала праздника его участники были поделены на две группы: младшие классы (с первого по пятый) и старшие школьники (с шестого по 11 классы). Среди младших победителем стал дружный второй класс, а среди старших – седьмой класс. Были определены и лучшие в номинациях: «Самый хлебосольный стол» — первый и восьмой классы. «Лучший рецепт каши» — второй и 11-й. «Самый гостеприимный стол» — четвёртый и шестой. «Лучший костюм» — третий, «Коллективное выступление» — девятый, «Лучшее представление своего стола» — пятый и седьмой классы.