Любой пост нам необходим для сосредоточения на духовной жизни. Церковь нам даёт его для того, чтобы мы меньше времени уделяли еде, развлечениям и больше сосредоточились на молитве, на богослужении. Самое главное – это молитва, духовная жизнь. Нужно постараться в эти дни чаще молиться, чаще бывать на богослужениях и исповедоваться. Вся наша жизнь должна быть стремлением к Богообщению, и пост нам эту задачу облегчает.
Первые 40 дней поста установлены в память о том, как Сам Господь, удалившись в пустыню, молился перед началом Своего пути на Голгофу. Четыредесятница – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Далее следует Страстная седмица, богослужения которой подробно рассказывают о последних днях перед Распятием Спасителя, Его страданиях и смерти. Страстная Седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам. Идет через страдания, Тайную Вечерю, Голгофу.
Время Великого поста – сугубое время молитв, причём молитв не только о себе, но и о других людях в том мире, в котором мы живём и который надеемся привести ко Христу. Церковь всегда призывает нас к тому, чтобы мы стояли на страже чистоты своей души, не впускали зло в своё сердце. И если мы забываем об этом, пост служит напоминанием и помогает нам как-бы встрепенуться, проснуться, очнуться от греховного дурмана и задать себе вопрос: «Как я живу? Куда меня занесло? Что я творю со своей жизнью? Если я сейчас умру, каким я предстану перед Богом? Надо меняться!»
Соблюдение поста при этом нельзя сводить исключительно к ограничениям в пище. Следует помнить, что пост – это не диета. Главное во время поста – это стяжание Духа Святого. В период Великого поста нужно особенно тщательно заниматься духовным деланием, посмотреть на свою душу, заглянуть внутрь себя, своего сердца. Пост – это не самоцель, а средство. Соблюдая Великий пост, христианин лучше подготавливается к Светлому Христову Воскресению. Пост способствует духовно-нравственному преображению христианина, более тесному соединению с Богом и ближними.
Но следует понимать, что у каждого своя мера поста: у монахов – одна, у мирян – другая. У беременных и кормящих женщин, у путешествующих, престарелых и больных, страдающих заболеваниями, требующими специального питания, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. Как именно нужно поститься, каждый человек определяет вместе со своим духовником.
Свт. Иоанн Златоуст так пояснял смысл поста: «Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим». Вот в этом, по мнению святителя, и есть смысл поста: чтобы не просто самому питаться, а еще и помочь другому человеку.
При этом не надо навязывать людям свои установки: если ты постишься – постись, но не нужно фарисействовать, изображать из себя страдальца, не нужно об этом трубить всему миру, хвастаться и не следует принуждать к посту всех окружающих. Ешь, что тебе положено, а другим не навязывайся и не осуждай тех, кто не держит пост. Следует так поститься и так жить, чтобы, глядя на тебя, на добрые перемены, происходящие в тебе, люди сами захотели стать таким, как ты.
Великим постом по-иному в храмах совершаются службы и даже «Господи, помилуй» поют на другой распев. Появляются особые молитвы и в домашней молитве христианина, и в храме. Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах.
В первые 4 дня Великого поста (понедельник-четверг) в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.
В 1-е воскресенье Великого поста совершается «Торжество православия».
Во 2-е воскресение Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Он раскрыл учение о силе поста и молитвы и учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе.
В 3-е воскресенье Великого поста выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.
В 4-е воскресенье вспоминается св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.
В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» (или Мариино стояние — народное название службы, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского и житие преподобной Марии).
В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице.
В 5-е воскресенье Великого Поста совершается последование прп. Марии Египетской.
Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних. Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Поста. Богослужение в эту субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.
В 6-е воскресенье поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделей Ваий и Цветоносною.
Далее идет Страстная седмица. Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками.
В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским. В Великий четверг вечером за всенощной службой (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа. В Великую пятницу выносится из алтаря и полагается на середину храма Плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.
В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», Плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад и победы Его над адом и смертью.
Итак, Великий пост – это особое время сугубого служения Богу молитвой и покаянием, когда мы должны внимательно посмотреть на состояние своей души, на состояние своего духа и задать себе вопрос: чем одержима душа? Есть ли в ней что-то хорошее, доброе или ничего доброго там уже не осталось? Каков смысл моей жизни? Какой я человек, что несу в мир – зло или добро?.. Посмотри в глубины своего сердца и увидишь там бездну греховных склонностей: злобу, ненависть, зависть, раздражение, гордыню, тщеславие, желание похвалы, хвастовство, самолюбие, сребролюбие, блудные мысли, высокомерие, нелюбовь к другим людям, отсутствие должной милости к окружающим, цинизм и прочие грехи и страсти, которые следует выкорчевывать и искоренять из себя.
Дни Великого поста – это время спасительное, когда необходимо совершить то, о чем говорит нам апостол Павел: отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света, покаяться в злых делах своих, очистить душу покаянием. Покаяние отверзает нам небо, вводит в рай. Без покаяния нет спасения. Покаяться – значит, изменить образ жизни. Человек должен безжалостно, с корнями вырвать из своей души пороки и страсти, отвратиться от зла и неправды и повернуться в сторону Света, пойти навстречу к Богу.
Матушка Татьяна Рудавина.
с.Журавка.