Каждый из нас когда‑либо сталкивался с нарушением своих прав, нуждался в правовых разъяснениях, оказании квалифицированной юридической помощи. Как театр начинается с вешалки, так и прокуратура начинает свою работу с личного приёма граждан, рассмотрения их обращений, принятия необходимых мер реагирования при выявлении нарушений.
О том, в каком порядке рассматриваются обращения граждан в прокуратуре, как попасть на личный приём к прокурору, какие новые возможности открылись в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий и как они применяются в условиях пандемии, рассказал прокурор Прохоровского района Евгений Куценко.
— Как подать обращение в прокуратуру?
В соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора Российской Федерации обратиться в органы прокуратуры можно как письменно, так и устно. Закон предъявляет несколько требований к содержанию письменного обращения. В письменном заявлении (жалобе) необходимо указать: наименование органа прокуратуры, куда подаётся заявление, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица или его должность, свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресации обращения, суть вопроса, а также сведения, достаточные для разрешения обращения. Последнее обычно вызывает больше всего вопросов «Что именно писать? Как писать?». Все просто – проблема излагается в свободной форме. Дата и подпись.
В жалобе целесообразно указать, в чем заключается нарушение прав и свобод или законных интересов ваших либо других лиц, о восстановлении или защите которых просит заявитель, привести обстоятельства нарушения законодательства, недостатки в работе органов власти и их должностных лиц, о которых вы сообщаете.
Необходимо помнить, что органы прокуратуры не разрешают сообщения о преступлениях. Если в прокуратуру поступают такие сообщения, то они передаются в орган, уполномоченный на их рассмотрение.
— Письменное обращение надо писать непосредственно в прокуратуре или можно отправить письмом?
— Письменные обращения можно направить через почту (простой, заказной корреспонденцией), а также принести обращение непосредственно в прокуратуру, передав его работнику канцелярии, либо оставив в ящике для обращений. Такие ящики установлены в каждой прокуратуре.
Для тех, кто имеет доступ к сети «Интернет», есть возможность удаленного обращения в органы прокуратуры. Это возможно сделать через портал госуслуг, а также через Единый Портал Прокуратуры.
Бывает так, что в обращении отсутствует информация о месте обжалуемого действия, чьи действия или решения обжалуются и другие сведения, необходимые для разрешения жалобы по существу. Поэтому такие обращения возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные. После чего жалоба будет рассмотрена в установленном порядке.
— Как попасть на личный приём?
— В каждой прокуратуре имеется утвержденный график личного приёма. Узнать дату и время приёма работниками той или иной прокуратуры можно непосредственно в самой прокуратуре. Гражданину, пришедшему на приём, нужно подтвердить свою личность, предъявив паспорт.
— Как санитарно-эпидемиологическая ситуация повлияла на личный приём и работу в обращениями?
— Необходимость соблюдать санитарно-эпидемиологические правила повлекли перестройку в работе. Но возможности обращения к прокурору не урезаны, а напротив, расширены. Это сделано для того, чтобы в сложившихся условиях каждый гражданин мог своевременно получить прокурорскую помощь.
Помимо вышеназванных форм обращения активно ведется прием граждан с использованием возможностей сети «Интернет». Для того, чтобы попасть на приём в таком виде, ссылки и QR коды на контакты той или иной районной прокуратуры имеются непосредственно при входе в неё.
— Какие еще есть возможности у граждан донести свою позицию?
— С 2013 года в органах прокуратуры области постоянно действует мобильная приёмная. Прокурор области, его заместители, начальники подразделений выезжают в отдалённые территории и там проводят личный приём. Информация о времени и дате приёма заблаговременно печатается в местных СМИ, размещается на сайтах местных администраций и непосредственно в прокуратуре, в которой планируется мероприятие.
Еще одной популярной практикой диалога прокурора с населением являются прямые линии. Общение в таком формате проводится как самостоятельно, так и совместно с районными администрациями, другими структурами.
Также существует такая форма, как тематические приёмы. Например, ежегодно в ноябре проводится Всероссийская акция «День правовой помощи детям». Нынешний год также не станет исключением: 20 ноября 2020 года во всех прокуратурах будет проводиться приём граждан по вопросам защиты и соблюдения прав детей.
— Нужно ли прикладывать к жалобе подтверждающие документы?
— Такой обязанности у гражданина нет. Но если он желает приложить документы в обоснование своей позиции, он вправе это сделать. Такие материалы могут быть приложены как в письменном виде, так и в электронной форме. При этом есть важный момент. Иногда заявитель пишет обращение, к нему прикладывает аудиозапись, видеозапись, либо указывает ссылку на контент интернет-сайтов. Такие обращения рассматриваются только при изложении заявителем сути жалобы и сути того, что находится в приложенной записи, или в информации по ссылке.
— Какие сроки, порядок рассмотрения обращений в прокуратуре?
— Любое обращение регистрируется в органах прокуратуры в течение трёх дней. Если обращение не относится к компетенции органов прокуратуры, то в другой орган оно должно быть направлено в течение семи дней. Предельный срок проведение проверки по обращению 30 дней. Только в исключительных случаях срок проверки может быть продлен еще до 30 дней, но это только тогда, когда в рамках проверки привлекаются специалисты, эксперты в разных сферах и по объективным причинам в течение 30 дней нет возможности решить проблему гражданина и юридического лица.