В марте этого года поисковики ИПК «Патриот» из Яковлево в рамках проекта «Крылья Победы» проводили реставрационные работы с экспонатами музея «В честь героев Курской Битвы», которые были найдены в районе населённого пункта Бутово при проведении строительных работ. Их передал в музей военком Яковлевского района в 1991 году. В результате работы на коленвале от авиационного двигателя АМ‑38 был найден номер 245145. Лубенец Валентин - заместитель председателя ВПК «Патриот», попросил своего коллегу из Белгорода Александра Мельника установить, кто же воевал на этом самолёте в дни Курской битвы, когда он был сбит и судьбу экипажа.
В результате совместной работы с архивными документами стало известно, что двигатель АМ‑38 № 8245145 был установлен на штурмовике Ил‑2 61-го штурмового авиационного полка 291-й штурмовой авиационной дивизии № 7505 и был сбит зенитной артиллерией противника 19 июля 1943 года. Экипаж: лётчик младший лейтенант Ефремов Николай Галактионович и воздушный стрелок ефрейтор Крапивин Николай Александрович.
При изучении полковых документов было найдено много интересных и ранее неизвестных фактов. Уже в первый день боевых действий 5 июля было сбито и совершили вынужденную посадку 8 самолётов полка. В том числе 2 одноместных штурмовика младших лейтенантов Ракова и Лебёдкина, несмотря на полученные ранения, после боя с немецкими истребителями совершили вынужденную посадку в районе Прохоровки.
С каждым днём росли боевые потери. Погибали и получали ранения лётчики и воздушные стрелки, сбивались и выходили из строя самолёты. Поэтому уже с первых дней боевых действий лётчики полка были вынуждены вылетать по очереди на исправных Ил‑2 и не всегда с одним и тем же воздушным стрелком.
6-7 июля Николай Галактионович выполнял боевые задания на ИЛ‑2 № 3623 с воздушным стрелком Орловым. 7 июля был сбит, в бою погиб воздушный стрелок, но он сумел посадить разбитый самолёт в районе Кочетовки. 8 июля возвратился в полк. 11 июля на горящем одноместном Ил‑2 № 8138 сел в районе Ивни. 12 июля уничтожал противника на Ил‑2 № 7933 в Малых Маячках и Лучках. 13-14 июля на Ил‑2 № 8051 совершал боевые вылеты в район Кураковки, Казачьего, и Сырцево с воздушным стрелком Крапивиным. 14 июля был второй боевой вылет с единственной женщиной - воздушным стрелком в 1 штурмовом авиационном корпусе - старшим сержантом Корягиной. 15 июля - уже на одноместном Ил‑2 № 1042 в район Беленихино, Ивановки и Малиновки. 17 июля - с воздушным стрелком Кузьминым на Ил‑2 № 1651. На вечер 18 июля в полку осталось только 9 исправных Ил‑2 из 32 (по состоянию на 5 июля) и 16 человек лётного состава.
В свой последний боевой вылет младший лейтенант Ефремов полетел с воздушным стрелком ефрейтором Крапивиным 19 июля. Они повторили бессмертный подвиг капитана Николая Гастелло: в районе Бутова в штурмовик попал зенитный снаряд, самолёт загорелся в воздухе. Из наградного листа младшего лейтенанта Н.Г. Ефремова: «Сбросив весь груз бомб и РСов, (реактивные снаряды) Ефремов, проявил стойкость и героизм, верный Социалистической Родине на горящем самолёте врезался в артиллерийскую позицию противника».Вечная память Героям, павшим в боях за Родину.
Ю. ГЛАЗУНОВ.
Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле».