У каждого из нас собственные ассоциации с Чёрным морем и его жемчужиной Анапой. Кого-то сюда в детстве привозили родители, другие уже возят на летний отдых своих детей, третьи любят его песчаные пляжи и очень благоприятный климат даже в зимнее время.Сегодня Анапа, после произошедшей в этом районе экологической катастрофы с крушением танкеров и разливом мазута, вызывает у всех одинаковые мысли: как спасти популярный детский курорт и что для этого делается.
Пустынно здесь так не было никогда. Рано утром мы въезжаем на Пионерский проспект города. Центр Анапы чуть в стороне, а на Пионерском располагаются все детские здравницы. Ценный кварцевый песок, который не смывают волны, считается целебным. Не случайно тут и строили во времена СССР детские здравницы. Никогда самая протяженная улица города-курорта не выглядела столь уныло и безлюдно. В немом безмолвии стоят корпуса санаториев и пансионатов. Закрыты лавки курортных товаров. Не манит запах шашлыков возле кафе. Да и автомобильное движение на редкость спокойное: ни пробок, ни перебегающих в неположенном месте пешеходов. Застыли карусели, замерли всякие активности. И пустынно на тротуарах. Впрочем, идёт неспешно человек. Но картинка до мурашек напоминает кадр из апокалиптического фильма: мужчина в белоснежном костюме, известном как СИЗ (средство индивидуальной защиты), маска на лице. Он следует походкой вымотанного человека, хотя на часах ещё утро. И мы начинаем осознавать всю тяжесть работ, которая легла на плечи добровольцев.Найдя по навигатору свой поворот, берём влево, ориентируясь на высокую песчаную дюну, и попадаем на искомый участок пляжа посёлка Джемете. Здесь уже трудятся участники ликвидации последствий разлива мазута.
Нам повезло: стоит ясная погода. Яркое солнце слепит, хоть разоблачайся и загорай. Но запах мазута с каждым вдохом становится все назойливее. На пляже непривычно пусто, только те же человечки из того же апокалиптического сценария. Пожертвовали своим личным временем. Знакомимся: команда в 50 человек приехала в субботний день на очистку пляжей из Тимашевского района Краснодарского края. Кстати говоря, за каждым районом края закреплён определённый участок побережья, на который все дни, включая выходные, приезжают волонтёры и добровольцы.
Это сотрудники администраций, бюджетных учреждений, отделов молодёжи, студенты. Были добровольные помощники из Подмосковья, Перми, Якутии. Поначалу, когда на побережье случились первые, основные выбросы, эти героические люди вручную, лопатами грузили пласты мазута вперемешку с песком в большие пластиковые мешки, складировали их в стороне, а потом те вывозились специальной техникой, предоставленной муниципалитетом Анапы.
Об этом нам чуть позже рассказали трое мальчишек, которые по зову сердца устремились устранять последствия экологической катастрофы. Старшеклассники Даниил Кропивка, Данил Климочкин и Анатолий Ванюшкин по собственной инициативе отправились в Анапу в составе волонтёрской группы, чтобы помочь в ликвидации последствий экологического бедствия. Не бог весть какой героический поступок, возможно, скажете вы. Между тем, такой порыв, предпринятый самостоятельно, а не по принуждению, - согласитесь, заслуживает похвалы.
-Про аварию в Керченском проливе узнал в одном из популярных краснодарских пабликов. Со сверстниками мы, естественно, обсуждали эту беду, - рассказал Даниил Кропивка.
- Выехали в 5 утра субботы и пробыли там до шести вечера. Слой песка с мазутом грузили в мешки. Прямо в месте работ было организовано горячее питание. Словом, мы и не замечали, как бежало время, работали со всеми наравне.Только под конец дня почувствовали усталость, признался наш собеседник. Работал Даниил в паре со своим другом Данилом Климочкиным. Сначала один держал мешок, другой - загружал, потом менялись местами. Дома оценили порыв сына и поддержали его решение поехать в Анапу. Хорошо отнеслись к этой идее и одноклассники.
- Мой друг Даня с собой позвал, и я, конечно же, согласился, - дополнил 11-классник Данил Климочкин.
- Утром грузить выброшенный на берег мазут вперемешку с песком было по силам. Мазут был холодный, застывший, а вот к обеду начал под солнцем таять, с лопаты стекать. Но мы продолжали собирать, выбора-то у нас не было.
На наш вопрос, что двигало ребятами, когда они принимали решение о поездке в Анапу, ответили просто и откровенно:
«Экология края оказалась под угрозой, и надо было её срочно спасать!».
Третьим нашим собеседником оказался 9-классник Анатолий Ванюшкин. Мы беседовали с ним в тот же день, как он только вернулся из Анапы. Уставший, но довольный, он едва улыбался:
- Подумал, как услышал новость о трагедии: пляжи-то наши и для нас, - значит, нужно ехать и спасать их, - разве не мы потом будет туда ездить сами, возить своих детей купаться и загорать?! Отсняли, запечатлели - можно и помочь! Конечно же, нашей основной задачей было привезти живой фоторепортаж с места проведения работ. Но как можно было ходить с камерой наперевес и блокнотом в руках среди без устали работающих людей и самим не принять участие? И мы облачаемся в те же белые защитные костюмы, надеваем респираторы, берём в руки лопаты - и вперёд! Основные выбросы мазута уже убраны, в эти дни наши посланцы заняты просеиванием песка, загрязнённого мелкими фракциями топлива. Для этого умельцы соорудили специальные рамки с сеткой и лопаты с сетчатой поверхностью. Песок просачивается вниз, образуя аккуратные барханчики, а более крупные, чем песок, фракции мазута остаются на сетке. Работа мелкая, рутинная и достаточно напряжённая, поскольку песок после прошедших дождей довольно тяжёлый.Собранные в пластиковые мешки отходы группируются в определённых местах, затем они собираются погрузчиками в регулярно подходящие самосвалы. Все работы организованы слаженно.Правда, есть одно существенное «но». Когда днём пригревает солнышко, на чистых ещё вчера барханчиках вновь видны проступившие точки мазута. Сколько это будет продолжаться, сказать сложно. Как заявляют специалисты, есть надежда, что наши учёные найдут более эффективные способы механической, биологической, химической очистки побережья, и курорт будет сохранён. А пока, по неофициальным данным, на пару лет об Анапе отдыхающим придётся забыть. На побережье, в зоне работы наших посланцев установлены две палатки, в одной из которых люди переодеваются, облачаясь в специальные защитные костюмы, получают респираторы, перчатки. В другом - могут выпить горячего чаю, а в случае необходимости - согреться. В середине дня сюда доставляется горячий обед.
Помимо пляжей страдают от экологического бедствия и животные, пернатые. Погибло много дельфинов, чьи тела выбросило на берег. Ветврачи Краснодарского края совместно с волонтёрами спасают птиц в анапском центре реабилитации. Один из крупнейших - в посёлке Витязево. Сначала всё было непонятно и хаотично. Приходили люди, помогали, но не было чёткого алгоритма. Среди волонтёров оказался программист из Краснодара, который предложил создать короткий обучающий ролик. Его быстро отсняли, смонтировали, и вскоре все волонтёры-новички, прежде чем приступить к работе, предварительно просматривали на телевизоре 8-минутную инструкцию по реабилитации птиц. В ней рассказывали, как надо одеваться при работе с нефтепродуктами, как правильно держать птицу, делать очистку. Оказывается, в первую очередь пернатым необходимо очистить ноздри, затем аккуратно заклеить клюв малярным скотчем. Это для того, чтобы птица, пытаясь себя очистить, снова не наелась мазута. Потом ветеринары оценивают состояние пернатого, отпаивают сорбентом, дают лекарства и отправляют на мойку тёплой водой с жидкостью для мытья посуды. Вымытую птицу в природу сразу не выпускают, нормально себя чувствующих особей сначала отправляют на передержку в краснодарский сафари-парк. Потому что после мазута и всех реабилитационных мер перо птицы повреждается, она не сможет держаться на воде, а значит, и выжить в дикой природе. Чтобы вновь нормально себя чувствовать, в ней она должна перелинять, а это случится только весной. Начиная с 10 января поток пострадавших птиц немного уменьшился. Но они по-прежнему поступали истощёнными, обезвоженными, с поломанными клювами, крыльями, лапами, наглотавшимися мазута. Особо «тяжёлых» ветеринары даже откачивали с помощью кислорода в ящиках-боксах. Чаще всего волонтёры приносили чомгу, чаек - озёрную и морскую, краснокнижных гагар, бакланов. Был даже один пеликан-великан. Думаем, долго ещё придётся устранять последствия экологической катастрофы. Ущерб нанесён немалый, усилий затрачивается масса. Но главное, что продемонстрировала эта беда, - наше единение. И это дорогого стоит. А море уже чистое…