До Воскресения Христова на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом. После Воскресения Христова это день стал праздником нового Завета Господа с людьми, днём рождения Церкви Христовой.
В этот день христиане вспоминают сошествие Святого Духа на апостолов, которое совершилось спустя 50 дней после Воскресения Христова, поэтому каждый год дата меняется.
После Вознесения Иисуса Христа апостолы вернулись в Иерусалим. По истечении 10 дней наступил праздник Пятидесятницы. Ученики и Богоматерь, как сказано в Священном Писании, «были единодушно вместе. И вдруг раздался с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и опустились по одному на каждого из них. И наполнились все Духа Святаго, и начали говорить на других языках».
Огненные языки светили, не обжигая. Все присутствующие ощутили необыкновенную силу, действующую в них, они получили свыше благодатный дар – говорить на языках, которых раньше не знали (так называемый феномен глоссолалии). Это был дар, необходимый для проповеди Евангелия всем народам. Люди, которые находились в это время на улице, услышали шум и поспешили к дому апостолов. Когда они увидели простых людей, проповедовавших на разных языках, прославляющих Бога, то были весьма удивлены. Каждый слышал проповедь на своем родном языке. Около трёх тысяч человек приняли крещение в этот день.
Итак, уже в момент рождения Церкви проповедь о Христе является многоязычной. Она обращена ко всем народам, к каждому человеку. Церковь Христова – это не замкнутая национально-религиозная община, она призывает всех людей и имеет культурное многообразие и богатый этнический состав.
С этого дня Святой Дух непрестанно пребывает в Церкви Христовой особым присутствием, как Утешитель, Дух Истины. В событии Пятидесятницы произошло откровение Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Бог-Отец сотворил мир, Бог-Сын искупил людей от порабощения дьяволу, Бог-Дух Святой освящает мир через основание Церкви и проповедь веры. Поэтому день Пятидесятницы называют днём Святой Троицы.
Объяснить Троицу можно, глядя на солнце и исходящие от него свет и тепло. Эти три вещи – солнечный круг, свет и тепло – едины и имеют одну и ту же природу. Или же вода, лёд и пар – это одно и то же вещество (Н2О в разных состояния). Подобно тому и Лица Святой Троицы едины и имеют одну общую Божественную природу. Также можно привести в пример глубокие подземные воды, струя воды, бьющая из-под земли, и река, образующаяся из этой струи. Подземные воды есть в этом сравнении образ Бога-Отца; струя воды – образ Сына-Христа; и река – образ Святого Духа.
Конечно же, любые аналогии и примеры, заимствованные из тварного, земного мира, несовершенны для того, чтобы полноценно представить в нашем уме догмат о Пресвятой Троице, тем не менее, они приближают нас к пониманию и усвоению церковного вероучения.
На Троицу совершается одна из красивых служб в году: храмы полны зелени, пол устлан свежескошенной травой, её аромат смешивается с ароматом ладана, люди приносят полевые травы, цветы, ветки березы, дуба (эти ветки напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму).
.. День Святой Троицы – чудный день!.. Даже цвет облачений священнослужителей – зеленый (символ возрождения, обновления, символ Церкви Христовой, которая дала «побеги» по всему миру). Украшая зеленью храмы, мы не только создаем благолепную атмосферу, но и вспоминаем о том, что всю красоту мира Бог сотворил для человека, для каждого из нас... Остановитесь, замрите на мгновение и посмотрите – какая красота вокруг: как красиво поют птички, как благоухает природа, как приятно слушать шелест листвы, ощущать дуновение ветерка! Вот муравей тащит веточку, пчелка летит на поиски ароматных растений, птенцы впервые пробуют взлететь... Задайте себе вопрос: как часто вы обращаете свое внимание на эти моменты? Слышите ли вы, идя по оживленной улице, пение соловья или даже чириканье простого воробья? Давно ли восхищались синевой небес?
Не зря говорят, что природа умиротворяет, успокаивает, привносит тишину в наше сердце и разум. Все это создано для нас Богом, а Бог – Начальник тишины. И поэтому красота и гармония природы должны подвигнуть нас к благодарению и усердной молитве.
В праздничный день после Литургии в храмах читаются три особые молитвы коленопреклонения:
- в первой, возносимой Богу-Отцу, верующие исповедуют свои грехи, испрашивают прощения их и благодатной небесной помощи против козней вражьих;
- во второй мы испрашиваем дарования Духа Святого, наставляющего и укрепляющего нас в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни;
- в третьей молитве, обращенной к Сыну Божиему, Церковь молится об упокоении усопших.
Вся неделя со дня Св. Троицы называется «сплошной», т.е. пост в среду и пятницу отменяется, а с 1 июля начнется так называемый Петров пост, который продлится до дня святых апостолов Петра и Павла (12 июля).
В селе Журавка Прохоровского района есть храм в честь Святой и Живоначальной Троицы, настоятелем которого является иерей Александр Рудавин. Праздник Пятидесятницы, или Святой Троицы, – престольный праздник и день села в Журавке.
Матушка Татьяна Рудавина.
Храм Св. Троицы, с.Журавка.