Local Logo
Новости Прохоровского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, ясно
Белгород

Нелёгкая доля простой труженицы. Жительница Прохоровского района отметила 90-летний юбилей

28 января 2023, 09:35Общество

Клавдия Илларионовна Кулабухова проживает в Подолешенском сельском поселении.

Когда выпадает очередной визит к жителям нашего района по поводу солидного юбилея, пытаешься представить себе образ человека, к которому собираешься в гости. В голове крутятся вопросы: кто и как тебя встретит, как здоровье героя будущего материала, как его настроение.

С такими мыслями я отправился в село Подольхи в гости к Клавдии Илларионовне Кулабуховой, которая 20 января отметила девяностый день рождения. Думая о нашей юбилярше, я представлял сидящую у окошка женщину, прошедшую нелёгкие испытания жизнью, слегка волнующуюся оттого, что родные накануне сообщили о визите гостя из газеты, который хочет с ней побеседовать.

У дома меня встретила Ольга Ивановна, дочь нашей героини и внучка Оксана. Проходим в дом. Как же я удивился, когда увидел сидящую в кресле недалеко от окна Клавдию Илларионовну, по взгляду которой было видно, что она над чем-то задумалась и не сразу обратила на нас внимание.

«Бабушка, к тебе гости», – обратилась к ней Оксана.

Я подхожу к ней, представляюсь и присаживаюсь рядом, доставая свои «инструменты» для работы. Клавдия Илларионовна с интересом меня рассмотрела, глаза её озорно прищурились, и неожиданно я услышал: - Что, в Москву про меня напишите? Так наград у меня нет, всю жизнь в селе проработала, свинок кормила.

Шутка удалась. Теперь ни с того, ни с сего в замешательство пришёл я, а наша героиня спокойно откинулась к спинке кресла и перенесла взгляд на экран телевизора, как бы давая понять: «Ну, давай, спрашивай…». После небольшой паузы мы начали беседу при участии дочери и внучки.

Родилась Клавдия Илларионовна в 1933 году в селе Авдеевка Ржавецкого сельсовета. В стране шла коллективизация, обещающая населению достаток, но люди жили в нищете.

В семье Авдеевых, где воспитывалось шесть детей, по возрасту она была средней. Из детства она помнит голодные и холодные времена. Рано из жизни ушёл отец. Мать, Анна Николаевна, из последних сил пыталась поднять ребятишек. Из хозяйства была единственная вечно недокормленная корова, колхозный паёк был скудным, пропитание добывали как могли.

Старшие братья и сёстры ходили в соседние сёла в более зажиточные семьи батрачить. Они выполняли самую разную работу: пахали, сеяли на хозяйских наделах, ухаживали за скотом. За свой труд с ребятами рассчитывались продуктами и зерном. «Заработок» дети несли домой к матери, из которого она старалась что-нибудь приготовить, но всё равно жили впроголодь.

«Худо жили, хотелось кушать, одежонку носили до последних дыр, даже лапти не из чего было смастерить. Помню, зимы лютые были, а нам, детворе всё равно на улицу хотелось. Пробежишь в рваных обмотках раз пять вокруг дома и домой, к еле-еле тёплой печке – ноги погреть, и опять во двор, пока зубы не застучат от холода», - вспомнила Клавдия Илларионовна.

Было удачей для Анны Николаевны раздобыть хотя бы кусок холстины, из которой она девочкам кроила что-то похожее на юбки. Грубая ткань окуналась в краситель, который имелся в наличии, и наряд был готов. Шиком было в те времена достать фуксин, после которого можно было «щеголять» перед подружками в ярко-красной юбочке.

Важным событием для сельских детишек был приезд старьёвщиков («тряпичников», как их называли). С завистью они наблюдали, как родители более зажиточных семей меняли ткани и продукты на сладости, куклы и свистульки для своих отпрысков.

Маленькая Клава мечтала, что возле их двора тоже остановится телега с драгоценным грузом и она будет выбирать всё, что душе угодно. Но старьёвщик проезжал мимо…

Тогда сестрички сами приступали к изготовлению куколок. Они тайком брали в сарае початки кукурузы и начинали колдовать над будущими персонажами. Девочки из листьев делали «одежду», из верхушки – «волосы», которые расчёсывали, углём рисовали глаза, рот, приклеивали усы и бороды. Получалось не ахти как, но и с этими поделками удавалось поиграть, отвлекаясь от суровых реалий тяжёлого времени. А потом началась война…Время страшных событий не полностью отложилось в памяти Клавдии Илларионовны, но некоторые моменты всплывают и по сей день.

Помнит наша героиня, как советские части отступали, как солдаты ночевали в чистом поле. Вспоминает, как она с друзьями спасла раненого бойца, лежащего в стогу соломы. Дети выбежали на дорогу и остановили наш автомобиль с военными, которые забрали своего товарища.

Однажды вечером в дом, где жила Клава, постучали. На пороге стоял пожилой командир с усами и бородой с прозвищем «Батя», который со своими подчинёнными попросился на постой. Несмотря на тесноту, Анна Николаевна разместила всех в доме. Всю семью накормили и извинились за причинённые неудобства. Запах и вкус солдатской каши из полевой кухни девчушка запомнила на всю жизнь.

Со слезами на глазах Клавдия Илларионовна вспоминает обстрелы и бомбёжки родного села, как всем населением убегали прятаться в яры и овраги, как на её глазах убило её подружку… Помнит, как по улице спешно отступали фашисты, не войдя ни в один из дворов.

1944 год. Уже год, как прекратились боевые действия в родных местах, война сместилась на запад.  К одиннадцати годам Клава успела окончить три класса Авдеевской школы. Продуктов для большой семьи всё также не хватало, было голодно, старшие дети не могли всех прокормить случайными заработками. К счастью, в хуторе Долгом, располагавшемся на территории Подолешенского сельсовета, жила тётя Анны Николаевны – Мария Михайловна Звягинцева. До войны она и её муж, Евдоким Фёдорович, были из тех, кто побогаче -  имели землю, скот, держали пасеку, но вот детей у них не было. В 1941-м году Марии Михайловне пришла похоронка на супруга. В течение трёх лет она старалась в одиночку держать хозяйство, но рук и сил не хватало. Видя, как тяжело приходится племяннице Анне, тётя предложила ей взять к себе Клаву в хутор Долгий.

Мать нашей героини серьёзно задумалась: как она может разлучить детей? Семья-то одна, как ребёнку придётся в чужом доме? Но, оценив своё незавидное положение, согласилась, и Клава переехала к Марии Михайловне, где жила почти десять лет. Она помогала по хозяйству: занималась огородом, пасла гусей, ухаживала за скотиной, училась пчеловодству. Клава быстро освоилась на новом месте, ведь крестьянский труд её был давно знаком. Голод отступил – хозяйство довольно неплохо кормило Марию Михайловну и её помощницу. Одного не доставало Клавдии – её родных. Поэтому она при всякой возможности бежала из Долгого в Авдеевку за десять километров к матери, сёстрам и братьям, прихватив с собой гостинцы. 

На следующий год пришла долгожданная Победа. Клавдия Илларионовна вспоминает, как жители стали обниматься и плакать, а мальчишки бежали по улицам и кричали «Ура!». Не верилось, что всё страшное осталось позади.

Шло время, Клавдия выросла, сельская жизнь её закалила, научила не роптать на судьбу и преодолевать трудности. Она пережила засушливые голодные послевоенные годы, работая на свиноферме в х. Долгом и получая по 200, а то и по 150 граммов хлеба в день. В лютые холода и зной выращивала свиней, вручную убирала за ними, разносила привезённую для них запаренную кашу, носила вёдрами воду.

Клавдия всегда тосковала по своей семье, навещала её в праздники и выходные. Со временем и мать, Анна Николаевна, с детьми стали приезжать в гости к дочке и Марии Михайловне в х. Долгий.

В 1955-м году Клавдия Илларионовна познакомилась с пареньком из хутора Иваном Сергеевичем Кулабуховым, работавшим тогда в колхозе полеводом. Начались встречи после трудового дня на центральной улице, где такая же молодёжь организовывала посиделки с танцами. После свиданий Сергей провожал Клавдию до дома Марии Михайловны, ставшего ей родным. Через год молодой хуторянин предупредил девушку, что скоро зашлёт сватов и слово сдержал. Молодые поженились, скромно сыграв свадьбу (шиковать тогда было не особо принято, да и, если честно – не на что). Сергей стал жить с новоиспечённой супругой в доме М.М. Звягинцевой, начиная подумывать о собственном жилье, но вскоре его призвали в армию, откуда он вернулся спустя три года, написав, скучая, сотню писем и получив столько же от своей любимой.

Своё родное гнёздышко Кулабуховы свивали при помощи любви, преданности и уважения друг к другу. Через некоторое время в хуторе появился новый дом, куда переселилась молодая семья. В нём Сергей и Клавдия радовались своему первенцу Валерию. А позже Кулабуховы дождались появления на свет трёх дочерей – Светланы, Галины и младшей Ольги. Счастливые родители отдавали всё душевное тепло, ласку и заботу своим детишкам. Сообща хлопотали по хозяйству, приучая юных помощников к сельским будням, ездили на речку, весело проводя время, просто так гуляли по улице хутора.

Когда в колхозе «Победа» в с. Подольхи открылся спецхоз по выращиванию свиней, Клавдию Илларионовну пригласили в нём работать, так как здесь требовались опытные специалисты. Комплекс был автоматизирован, работали транспортёры, была подведена вода. Наша героиня быстро ознакомилась с новым местом работы и изучила оборудование в рекордно короткое время, к удивлению руководства, освоила «луноход» (так называли кормораздаточную машину). Неспроста у Клавдии Илларионовны много почётных грамот за безупречную, ответственную работу и высокие показатели.

К.И. Кулабухова вместе с супругом проработала в сельском хозяйстве, отдавая силы и здоровье на благо страны. В 55 лет Клавдия Илларионовна ушла на заслуженный отдых, но ещё полтора года отработала в родном хозяйстве. Кстати, на собраниях коллектива колхоза К.И. Кулабухову часто приглашали в президиум, чем она очень гордилась.

Иван Сергеевич за год до пенсии собирался подготавливать документы для оформления, но скоропостижно скончался, повергнув в шок близких и коллектив колхоза «Победа». Он был уважаемым человеком, бригадиром, отличным семьянином, прекрасным мужем и отцом. Ещё бы жить да жить…

Но горе не сломило Клавдию Илларионовну, помогла семья пережить трагедию. Рядом были любимые дети и внуки, которые отвлекали от грустных мыслей.

Клавдия Илларионовна с головой окунулась в семью. Она помогала нянчить внуков, с нетерпением ждала их в гости на выходные и во время каникул, кормила их свежеиспечённым хлебом, готовила вкусные блины и оладьи. Отпуская ребят к воде, бабушка, зорко следила за всеми, чтобы не случилось никаких неприятностей. А сколько она связала для них носков, рукавиц и жилеток.

Сейчас у Клавдии Илларионовны семь внуков и два правнука. Для неё это огромный подарок, в них она души не чает. При встречах с ними сразу в стороне остаются грустные мысли, возникающие проблемы со здоровьем, неважное настроение. За это все её уважают, любят и ценят.

В начале встречи Клавдия Илларионовна слукавила, сказав, что не имеет наград. Да вот же они – весь её жизненный путь! Выжив в нелёгкое время, испытав тяжесть военных лет, отдав себя и родным близким, беззаветно трудясь на благо Отечества, наша героиня получила главную заслугу – быть любимым, уважаемым, честным и бескорыстным человеком. На таких скромных людях, которые и не задумываются, что совершили великий подвиг, и зиждется земля наша.

«Нет наград», -  скажете тоже, Клавдия Илларионовна! С юбилеем вас, здоровья и долгих вам лет!

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Роман Демин
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 11:07
Вячеслав Гладков: продолжаем формировать отряд «БАРС-Белгород» и СГУП «Орлан»
Материал
ОбществоВчера, 12:54
Педагог из Белгорода примет участие в следующем этапе Всероссийского проекта Знание.Лектор
Материал
ПолитикаВчера, 09:47
Белгородский министр культуры проведёт личный приём граждан