Local Logo
Новости Прохоровского района Белгородской области
102.58
+0.00$
107.43
+0.00
-5 °С, облачно
Белгород

В небе над Праворотью. История одного экспоната Прохоровского музея-заповедника

9 мая 2023, 08:42ИсторияФото: Музей-заповедник «Прохоровское поле»

Поисковая работа помогает узнавать имена героев Курской битвы.

Часто при проведении экскурсий в музее «Третье ратное поле России» внимание посетителей привлекает необычный экспонат – стабилизатор советского штурмовика ИЛ-2, изрешечённый пулеметными очередями и осколкам зенитных снарядов. Он был передан музею-заповеднику в 2010 году из школьного музея Прохоровской гимназии. Находясь перед этим уникальным экспонатом невольно задаешься вопросом, а какова судьба экипажа сбитого самолёта?

Долгие годы имя пилота оставалось неизвестным. Поиск материалов начался еще в начале 80-х годов, когда ветеран Великой Отечественной войны, журналист Клавдия Даниловна Кравченко приобрела дачу в селе Правороть. На усадьбе её ждала уникальная находка – деревянные и дюралюминиевые части боевого самолёта, израненного, просто изрешеченного пулемётными очередями. В эти «боевые раны» она каждый год в День Победы вставляла цветы.  

Фото: Музей-заповедник «Прохоровское поле»

Клавдия Даниловна обошла всех сельчан, собирая все воспоминания об этом бое. К 50-летию Победы в районной газете Истоки в статье «Этим крыльям больше не летать» она опубликовала результаты своего исследования. Из разрозненных рассказов жителей была приблизительна воссоздана картина боя, в результате, которого в июле 1943 года был сбит наш самолёт. «Навстречу нашему истребителю шли три немецких самолёта. Неравный бой - один против трёх. Сбитый немецкий самолёт, изрисовав небо чёрным дымным шлейфом, ушёл в сторону Мало-Яблонево. Но и наш лётчик в неравном поединке погиб».

Подбитый самолёт упал в саду жительницы села Правороть Саломаниды Васильевны Чистюхиной. Спустя некоторое время местные жители похоронили лётчика. Имя погибшего пилота запомнили – Алексей, а с фамилией возникли разногласия - толи Арбузов, толи Гарбузов. Очевидец той трагедии Чистюхин Пётр Исаевич вспоминал:

«Я был мальчишкой. Когда начался воздушный бой, мы с семьёй сидели в погребе. Небо, казалось, рвалось на части. Откуда взлетел «ястребок» - нам неведомо. Говорят, вроде со стороны Красного. Воздушный бой был неравным. От рёва моторов, свиста трассирующих пуль было взорвано воздушное пространство, содрогались небо и земля. На что мы, мальчишки, любопытны, и то боялись нос высунуть, чтобы посмотреть, что там творится. А потом послышался шум ветра, затем металлический свист и невероятной силы удар. В нашем убежище посыпалась со стен земля. Наступила тишина. Мы вышли из своего укрытия. В нашем огороде, в нескольких метрах от погреба упал и ушёл глубоко в землю самолёт. На поверхности чуть-чуть видны крылья (это была хвостовая часть самолёта). Нам хотелось узнать, есть ли там лётчик. И мы, мой друг Василий и я, решили добраться до кабины. Когда показалась кабина, мы сумели проникнуть внутрь. Было страшно. Лётчик сидел за штурвалом. Мы сняли планшетку, в которой хорошо сохранились документы. Лётчика звали Алексей, фамилия, вроде, Арбузов, отчество, кажется, Васильевич. Документы отнесли в военкомат».
Фото: Музей-заповедник «Прохоровское поле»

В прошлом году в научно-исследовательский отдел музея обратилась Копина Ольга Стефановна с просьбой довести расследование ее мамы до конца и передала собранные материалы. К сожалению Клавдия Даниловна, в то время не имела возможности изучить архивные документы, так как с них еще не был снят гриф секретности и в Прохоровском райвоенкомате не сохранилось нужной информации. В настоящее время, когда многие документы рассекречены, выяснилось много нового и интересного. Оказывается, во дворе Клавдии Даниловны находились части хвостового оперения двух наших самолетов – два стабилизатора от штурмовика Ил-2 и части истребителя ЯК-9.

Погибшим пилотом истребителя оказался помощник командира 91-го истребительно авиационного полка по воздушной службе старший лейтенант Алексей Дмитриевич Гарбуз. Его ЯК-9 был сбит 13 июля 1943 года. На фронте Алексей Дмитриевич был с первых дней Великой Отечественной войны. С 22 июня 1941 года по 10 июля 1943 года на Западном фронте произвел 31 боевой вылет на самолёте Хоукер Харрикейн. «С 10.7.43 на самолёте Як-9 на Белгородском направлении, Воронежского фронта произвел 9 боевых вылетов с налетом 13 часов. Провел 7 воздушных боёв, в которых лично сбил 2 самолёта противника». Один - 12 июля - Фокке-Вульф-190, а второй - 13 июля - Мессершмитт Bf-109. В архивных документах штаба 256 истребительно авиационной дивизии удалось найти описание воздушного боя над Праворотью. 13 июля звену наших истребителей в составе мл. лейтенанта Анацкого, мл. лейтенанта Копайгоры, ст. лейтенант Гарбуза была поставлена боевая задача - прикрывать наземные войска в районе Правороти, Прохоровки, Жиломестного (Жимолостного). В районе патрулирования наши пилоты наземной радиостанцией были наведены на группу немецких самолетов. В завязавшемся воздушном бою были сбиты 3 самолёта противника. Но не обошлось без потерь и с нашей стороны, были потеряны 2 самолёта. Ст. лейтенант Гарбуз был сбит и погиб над Праворотью, мл. лейтенант Копайгора столкнулся с истребителем в районе высоты 252.2, недалеко от памятника Победы Звонница, сумел выброситься на парашюте и приземлился в расположение наших войск, мл. лейтенант Анацкий на сильно поврежденном самолёте приземлился на свой аэродром Архангельское Курской области.

Фото: Музей-заповедник «Прохоровское поле»

В июле 1943 года на территории Прохоровского района уничтожали живую силу и технику противника на штурмовиках Ил-2 летчики 292 штурмовой авиационной дивизии. Согласно архивным документам дивизии в первой половине июля 1943 года в районе Правороти были сбиты истребителями противника и совершили вынужденную посадку несколько наших экипажей. «8 июля мл. лейтенант Федотов и стрелок Каталов. 9 июля лейтенант Нютин и стрелок Бутов. 10 июля мл. лейтенант Андрианов и стрелок Жлудов». Несколько Ил-2 были подбиты в районе Беленихино, Ивановки, Мало-Яблоново и место их падения неизвестно. Сейчас, к сожалению, точно установить экипаж нашего сбитого штурмовика в районе села Правороть, не зная номера самолета невозможно.

Память о жизни человека хранят его родственники, дела и поступки. Даже если осталась лишь одна награда или фрагмент сбитого в бою самолета, проведя полноценный поиск, можно узнать многое о тех, кого уже нет на этом свете. Конечно, это далеко не все новые имена и подвиги, установленные сотрудниками научно-исследовательского отдела за последнее время. Работа продолжается. Никто не должен быть забыт!

Ю. ГЛАЗУНОВ.

Научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле».

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 12:29
Вячеслав Гладков предложил создать организацию оказания помощи пострадавшим от ВСУ детям
Материал
СпортСегодня, 11:05
Открытое первенство по плаванию прошло на базе ФСК «Олимп» 23 ноября
Материал
ГазетаСегодня, 10:27
Областные соревнования по плаванию среди юношей и девушек прошли в бассейне спорткомплекса «Факел»