Несмотря на то, что первые «умные» решения для жилых комплексов появились в России еще в 2013 году, для многих «умный дом» по‑прежнему остается экзотикой. О перспективах и сложностях цифровизации и автоматизации жилых зданий мы поговорили с директором проектно-продуктового офиса МРФ «Центр» ПАО «Ростелеком» Оксаной Жуковской.
— Что сегодня принято включать в понятие «умный дом»? «Умная» розетка или колонка с Алисой — это уже smart house или ещё нет?
— Если спросить у людей, что такое «умный дом», то 90% ответят: это в первую очередь безопасный дом. В это понятие входит система комплексного видеонаблюдения с функцией распознавания лиц, позволяющая контролировать, что происходит на дворовой территории — у подъезда, возле автомобиля, на детской площадке. Безопасность предполагает и наличие умных домофонов, которые «видят» каждого заходящего в подъезд, а также системы контроля и управления доступом (СКУД). Конечно, мини-станция с «Алисой» — это тоже элемент «умного дома», но это решение уже относится к сфере комфорта и развлечений. В целом нельзя однозначно сказать, какой жилой дом «умный», а какой нет. У каждого застройщика, покупателя или арендатора свои представления об интеллекте здания и свои потребности, а общие критерии оценки на российском рынке недвижимости пока только формируются.
— То есть сегодня не существует стандарта, который регламентировал бы, какими именно решениям должен быть оснащён «умный дом»?
— Единые требования к застройщикам существуют только в отношении новых проектов. Так, №522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии в РФ» регламентирует наличие счётчиков, в автоматическом режиме передающих показания в ресурсоснабжающие компании. С 1 января 2021 года все вновь построенные дома должны быть обеспечены такими умными счетчиками.
— Во сколько обходится девелоперу оснащение своего ЖК «умной» инфраструктурой?
— Затраты на создание умных решений составляют не более 3–7% от общих затрат на строительство жилого дома. Расходы обусловлены тем, какими именно опциями оснащён жилой комплекс и жилые площади в нём. Есть проекты комфорт- и бизнес-класса, которые сразу строятся с «умными квартирами». Причем под «умными» я понимаю наличие в квартирах не только счётчиков на воду, тепло и электроэнергию, но и, например, датчиков отопления, позволяющих жильцам выставлять температуру на батареях. А сам дом должен быть оснащён умным домофоном и т. д. Уровень цифровизации жилого комплекса — это всегда вопрос первоначальных инвестиций и готовности застройщика вкладывать средства в более продвинутые решения по управлению домом.
— А возможно ли создание полноценной «умной» инфраструктуры в уже построенных зданиях?
— Да, например, решения, входящие в комплекс «Ростелеком Ключ», можно реализовать практически в любом жилом здании при наличии в нём соответствующей сети связи. Ключевая проблема внедрения на вторичном рынке заключается в том, что любое новшество, особенно в местах общего пользования (лестница, подъезд), согласно Жилищному кодексу, может быть введено только по итогам голосования жильцов всего дома на общем собрании. Это тормозит внедрение умных систем в эксплуатируемых ЖК. Упростить согласование позволяет перевод сбора мнений собственников квартир в онлайн-формат путём организации голосования в мобильном приложении. В этом направлении, в том числе, активно работают региональные органы власти. Мне кажется, если мы научимся оперативно вовлекать жильцов в принятие тех или иных решений в удаленном режиме, мы обеспечим активный рост рынка.
— Что ещё тормозит процесс развития «умных домов» в России? Кризис, девальвация рубля?
— Россия в некоторых тенденциях отстаёт от западных стран примерно на пять лет. Например, у нас не так сильно развит тренд на разумное потребление и экологичность. На российском рынке умные решения для жилых комплексов существуют с 2013 года, но они дорогостоящие при том, что доходы населения в регионах низкие и тренд на устойчивое развитие не сформирован.
— Но если собственники всё же решили установить «умные» системы, каких финансовых вложений это потребует?
— Управляющая компания может взять расходы на покупку и установку оборудования на себя, к затратам собственника квартиры в этом случае прибавятся ежемесячные платежи. Скажем, вы решили установить во дворе своего дома видеонаблюдение. Важно понимать, что стоимость будет очень сильно зависеть от количества и типа выбранного для установки оборудования, от объёма передаваемой информации и длительности её хранения.
— Какие из «умных» технологий растут быстрее?
— Самые быстрорастущие направления — это система безопасности здания и умное освещение. Ежегодный рост этих сегментов составляет 30%. Однако тренд может измениться под влиянием пандемии. Большие перспективы для взлёта есть у бесконтактных решений, умных систем очистки и обеззараживания воздуха в местах общего пользования — лифтах, подъездах. Такие запросы уже есть на рынке.
— Есть ли на этом рынке российские решения, или всю инженерию приходится импортировать?
— Если говорить о «Ростелекоме», то мы базируемся на отечественных разработках. Платформа «Ростелеком Ключ» была создана с использованием решений, которые применялись для организации видеонаблюдения на ЕГЭ и ОГЭ. Всевозможные комплектующие производятся как на территории России, так и других стран. Оборудование — импортное и отечественное. К сожалению, у нас в России гораздо меньше инвестиций и патентов, чем за рубежом. По состоянию на 2019 год в нашей стране было запатентовано 287 технологий «умного дома» в то время, как в Евросоюзе — 6024. Это гигантская разница.
— Расскажите о конкретных российских проектах «умных» ЖК, которые вы считаете наиболее продвинутыми с технической точки зрения.
— Удачных кейсов достаточно — смарт-квартал в Марьино, смарт-квартал «Аккорд» в Одинцовском районе, ЖК Life-Варшавская. У каждого из этих ЖК своя умная начинка. Например, смарт-квартал в Марьино оснащён системами автоматизированного сбора мусора и умного видеонаблюдения, бесплатным дворовым Wi-Fi.
— Какие законодательные решения и технологические разработки необходимы для развития отрасли? Какие экономические перспективы у этого рынка?
— По нашим прогнозам, рынок «умных домов» будет расти примерно на 30% в год, но опять же с поправкой на пандемию и сопутствующий ей кризис. Драйвером роста, на мой взгляд, может стать усовершенствование законодательства в сфере обеспечения комфорта и безопасности жилых зданий. Помимо этого, важна господдержка идеи экономии ресурсов. Она может быть реализована в виде государственной программы, направленной на увеличение уровня грамотности людей в экологических вопросах и их вклада в энергосбережение. Мы выступаем за контроль над потреблением ресурсов, которые конечны.