В 2021 году заработала новая система прохождения техосмотров российскими автомобилистами. Начальник ОГИБДД ОМВД России по Прохоровскому району майор полиции Сергей Журба рассказал подробности нововведений.
— Сергей Николаевич, на что направлены новые правила прохождения техосмотра?
— Во‑первых, чтобы уменьшить коррупционную составляющую, исключить фиктивный технический осмотр транспортных средств. И, конечно, принять меры для того, чтобы на наши дороги выезжали лишь исправные автомобили. В первую очередь это касается автовладельцев, которые игнорируют требования закона и предпочитают покупать документ о прохождении ТО через третьи руки.
Старая система осталась в прошлом, и с 1 марта 2021 операторы стали регистрировать машины, которые прошли ТО согласно требованиям новой реформы.
— В чём же суть нововведений?
— Реформа обязывает водителей транспортных средств всех категорий регулярно проходить техосмотр. Те же требования обязательны и для несамоходной техники – все прицепы также должны иметь актуальную диагностическую карту.
Все автомобили, пребывающие в специализированные пункты для техосмотра, обязаны провести фотосъемку данного процесса. Автомобиль должен быть снят до и после прохождения процедуры. На изображениях должны указываться географические координаты, а готовые снимки отправляются на сервер ЕАИСТО. Техосмотр отныне можно будет пройти не только по месту регистрации транспортного средства: владельцы могут провести процедуру в любой точке РФ.
Обязательна процедура заверения диагностической карты электронной подписью специалиста-техника, проводившего ТО. Электронная подпись — уникальна, подделать её невозможно. Так стараются персонифицировать ответственность за махинации с техосмотром и сразу же вычислять недобросовестных экспертов.
Для выезда за рубеж можно распечатать документ и предъявлять его на бумажном носителе. В пределах РФ достаточно будет предъявлять электронный документ о прохождении ТО.
Все конструктивные изменения, не предусмотренные заводом — изготовителем, могут остановить прохождение ТО. Машину могут не допустить к процедуре из‑за избыточных установок или из‑за отсутствия обязательных узлов. Так, препятствием может служить, и самовольная установка ГБО, отсутствие бачка стеклоочистителя и даже использование наклеек на фары.
К иным нововведениям, которые не касаются процедуры прохождения ТО, относится передача права надзора за всеми операторами сервиса службой «Ространснадзор».
Реформа ТО стала возможна после внедрения нового информационного портала ЕАИСТО МВД. Цель создания такого ресурса – аккумуляция всей информация о российских автомобилях и их владельцах. Заработал новый портал с 1 марта 2021 года.
— Закроются ли лжеоператоры техосмотра?
— Организации, занимающиеся продажей диагностических карт через интернет, приостановили, но не прекратили предлагать свои услуги. Задержку с выдачей карт объясняют введением новых правил ТО.
Виртуальные пункты техосмотра обещали наладить свою работу уже в течение нескольких дней и смогли реализовать это. Примечательно, что стоимость своих услуг они не поднимают и обязательного фото прохождения ТО не требуют. Хотя есть и другие случаи, когда операторы техосмотра, работающие по такой схеме, еще в конце февраля значительно подняли цены на свои услуги (особенно автомобилям с высокой мощностью — до 2000 рублей за фиктивную диагностическую карту). Хотя пока не понятно, как недобросовестные операторы будут обходить требование по фотофиксации ТС с записью координат.
Новые правила заметно усложнили подключение к базе данных МВД: каналы стали более защищенными, для работы в системе потребуется ввод дополнительной информации, предполагающей полную идентификацию пользователя. Нововведения не позволят обойти новые требования к прохождению ТО и предложения по продаже фиктивных диагностических карт уйдут в прошлое.
— Какая ответственность ждёт тех, кто не примет всерьёз новые правила?
— Как и прежде, прохождение техосмотра касается всех владельцев транспортных средств. Без актуальной диагностической карты они не смогут получить полис ОСАГО. Автомобилисты, эксплуатирующие транспортное средство без полиса ОСАГО, будут подвергнуты штрафу в размере 800 рублей.
Напоминаем, что с 1 марта 2021 года операторы, которые имеют право проводить техосмотр, будут нести персональную ответственность за передачу данных в базе МВД. В законе специально отмечается, что операторы, выдавшие «правильную» диагностическую карту без осмотра автомобиля, будут нести административную ответственность. За такое действие предусмотрен штраф до 10 тыс. рублей и отзыв разрешения на проведение техосмотра. За умышленную передачу недостоверных данных в базу МВД предусмотрено уголовное наказание– принудительные работы сроком до 4 лет. Те же действия, совершенные в сговоре, будут караться лишением свободы.
Таким образом, административная ответственность значительно выросла, но и появилась уголовная ответственность за выдачу фиктивных карт диагностического осмотра ТС.
— Есть ли переходный период?
— Ажиотажа на пунктах прохождения техосмотра в ближайшее время не ожидается. Автовладельцы, которые должны быть обновить диагностическую карту своей машины с 1 апреля 2021, могут сделать это в течение полугода. Последний согласованный срок перевыпуска диагностических карт, оформленных по старым правилам, заканчивается 31 октября 2021 года. К тому времени, прохождение обязательного техосмотра станет отлаженной и безотказной процедурой.