Пандемия коронавируса многое изменила в нашей стране. Серьёзные перемены в связи с этим произошли и в сфере образования. Тысячи родителей учеников Прохоровского района и сами педагоги озабочены тем, как в дальнейшем будут проходить и дистанционное обучение, и итоговые экзамены для выпускников школ. Чтобы прояснить все эти вопросы, развеять все тревоги и сомнения, мы обратились к начальнику управления образования администрации района Марине Малышевой.
— Марина Дмитриевна, скажите, пожалуйста, как организована система обучения в новой ситуации?
— 4 марта Минпросвещения РФ рекомендовало учебным заведениям при необходимости временно перевести школьников на дистанционное обучение. Такое решение принято после заседания оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Министерство просвещения направило во все регионы Российской Федерации методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Общеобразовательным учреждениям на время карантина рекомендовано проводить занятия на школьном портале или другом сервисе с использованием различных электронных образовательных ресурсов. Существуют порталы, в которых выложены все уроки по школьной программе. Мы — не исключение, и на протяжении последних 2 недель активно работали в этом направлении. Один из наиболее известных порталов — Российская электронная школа. Здесь представлены интерактивные уроки от лучших учителей нашей страны по всей школьной программе с 1 по 11 класс. На сайте собраны более 120 задач, видеоуроки, тематические курсы, а также каталог концертов, фильмов и музеев. Учащимся младших классов подойдет сервис «Яндекс.Учебник». На портале собрано более 35 000 заданий по русскому языку и математике различного уровня сложности для школьников первого — пятого классов.
Учителям будет интересен ресурс «ЯКласс», с помощью которого они смогут проверить, успешно ли школьники усвоили материал. Большим плюсом является то, что пользоваться сервисом очень просто. Сайт Учи.ру поможет наиболее безболезненно перевести обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете. Кроме того, в личных кабинетах есть специальный внутренний чат.
Всем известное издательство «Просвещение» предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет. Учитывая то, что современные школьники в большинстве своем активно пользуются социальными сетями, учителя вполне могут использовать для проведения дистанционных уроков, например, сеть «ВКонтакте».
Кроме того, ресурс «Мои достижения» открыл расширенный доступ к своим функциям. Ученики с 1 по 11 класс найдут на этой платформе большой выбор диагностик по школьным предметам, а также различным тематикам. Активные школьники могут воспользоваться сайтом «Олимпиум», на котором собрано более 72 школьных олимпиад.
Старшеклассников может заинтересовать профориентацинный портал «Билет в будущее», где размещены видеоуроки и есть возможность попробовать себя в различных специальностях на базе школьного образования. Социальная сеть «Одноклассники» подготовила подробную инструкцию по использованию сервисов для дистанционного обучения в соцсети. В официальном сообществе Минпросвещения России «Мы учителя!» организуется call-центр на базе видеозвонков в Одноклассниках. Кроме того, служба поддержки Одноклассников открыла дополнительную выделенную линию для консультации учителей по вопросам дистанционного обучения.
Команда «ВКонтакте» подготовила развернутые рекомендации для учителей по использованию платформы. В сообществе VK Education можно отслеживать новости для образовательных учреждений, а агенты техподдержки быстро ответят на все возникающие вопросы.
— Что значит дистанционное обучение и как оно проходит?
— Такой образовательный процесс проходит вне стен школы, все задания можно выполнять на своем компьютере или ином электронном устройстве (ноутбуке, планшете, смартфоне) В расписании школы планируется вся работа учащегося по каждому предмету. Указываются темы, которые необходимо изучить, и задания, которые необходимо выполнить, время проведения онлайн-уроков, сроки выполнения тестов, контрольных и практических работ. Дистанционное обучение происходит в режиме онлайн в соответствии с государственной программой и включает такие формы, как видеоуроки, чаты с преподавателями, онлайн-тестирование и телеконференции. Школьники работают через электронно-информационные ресурсы, персональные сайты преподавателей и систему дистанционного тестирования. Отметки, полученные за выполненные дистанционные задания, заносятся в электронный журнал.
Добавлю, с понедельника, 6 апреля, организовано дистанционное обучение во всех школах муниципалитета.
— Какие права и обязанности есть у школьника при дистанционном обучении?
— Обучающиеся в дистанционной форме имеют все права и несут все обязанности, предусмотренные Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставом учебного заведения. К школьникам государство предъявляет одинаковые требования по освоению программы, вне зависимости от того, занимаются они дистанционно или в стенах учебного заведения. Школьники обязаны освоить программный материал, пройти промежуточную и итоговую аттестации.
— 16 марта стало известно, что в России внесут изменения в расписание Единого государственного экзамена (ЕГЭ) для школьников, сроки его досрочной сдачи перенесут, новые даты определят в ближайшее время?
— Да, действительно, сроки досрочной сдачи ЕГЭ перенесены на основной период, также перенесены сроки основного периода ГИА. Срок начала основного периода единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2020 года будет перенесен на 8 июня, основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9 классов – на 9 июня. Однако, эти даты еще не утверждены официальным документом. Перевод экзаменов в онлайн-формат в связи с возможным ухудшением эпидемиологической обстановки пока также не планируется, чтобы не имело место мошенничество и списывание.
— Продлят ли учебный год, если эпидемия коронавируса затянется. От COVID-19 могут пострадать летние каникулы?
— 4 апреля 2020 года Министр просвещения Сергей Кравцов провел прямую трансляцию в «ВКонтакте», где отвечал на главные вопросы школьников и их родителей. Глава ведомства сказал, что учебный год в российских школах может и продлиться, а сроки сдачи ЕГЭ из‑за этого — отодвинуться на неопределенный срок. Повторюсь, официальных документов по этому вопросу также нет.
— Как перейти на дистанционное обучение?
— Практически во всех школах уже давно введена система электронных журналов, с помощью которых учащиеся получают задания, а родитель может отследить успеваемость своего ребёнка. Буквально на днях ресурс «Виртуальной школы» расширился в части обратной связи, теперь ребёнок может прикрепить выполненное домашнее задание, а учитель сможет его проверить.
Однако массовый переход на дистанционный формат нельзя назвать гладким: из‑за неожиданно большой нагрузки электронные платформы дают сбой. Но в этих случаях тоже есть решение: пока устраняются возникающие технические проблемы, школьникам помогут специальные приложения, которые можно скачать на мобильный телефон.
— Какой закон регламентирует дистанционное обучение?
— Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с Методическими рекомендациями, изданными Минпросвещения, каждая образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и (или) по дополнительным общеобразовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ или положение) об организации дистанционного обучения, в котором регламентирует порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся и проведения промежуточного и итогового контроля по всем учебным дисциплинам.
Образовательная организация также формирует расписание занятий в соответствии с учебным планом по каждому предмету, информирует учеников и их родителей о дистанционном обучении, обеспечивает учет результатов учебного процесса в электронной форме. Выбор родителями (или законными представителями) формы дистанционного обучения по образовательной программе должно быть подтверждено документально подачей письменного заявления.
— Но как же ученикам отчитываться о проделанной работе во время дистанционного обучения в школе?
— Основных вариантов два: либо учащиеся выполняют домашнее задание в письменной форме и отправляют фотографии в прикреплённый к электронному журналу в «Виртуальной школе», либо учителя составляют задания на специальных сайтах — «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ», которые не только облегчат задачу ученикам, находящимся на дистанционном обучении, но и помогут им подготовиться к экзаменам. Есть и еще вариант: школьникам вышлют задания, выполнение которых будет проверено контрольной работой по завершении карантина.
— В процессе обучения главными героями выступают не только дети, но и учителя, можно ли несколько вопросов об их работе?
— Конечно, да.
— Могут ли педагогические работники работать удаленно, из дома?
— Да, удаленная работа возможна, она оформляется приказом руководителя образовательной организации на основании письменного заявления работника. Сегодня у нас 89% педагогов ведут дистанционное обучение дистанционно. Получилась, извините, тавтология. Но по‑другому и не скажешь.
— Требуется ли оформлять дополнительные соглашения к трудовым договорам при удаленной работе?
— Заключение дополнительного соглашения не требуется. У работника меняется не место работы, а рабочее место, а это разные понятия.
Использование дистанционных технологий в образовательном процессе не меняет трудовой функции педагога. Он, как и прежде, планирует учебные занятия, проводит их, проверяет домашнее задание, оценивает знания обучающихся, взаимодействует с родителями и другими педагогами, выполняет обязанности классного руководителя и т. д., но в иных формах. При этом работник по‑прежнему осуществляет свои функции в рамках установленного расписания учебных занятий, индивидуальных графиков работы, графиков работы образовательной организации.
— Повлияет ли переход на «удалёнку» на размер оплаты труда?
— Нет, размер оплаты труда не меняется. Работник, который работает удаленно и полностью выполняет свои трудовые обязанности, вправе рассчитывать на оплату труда в полном объеме в соответствии с трудовым договором.
— Правда ли, что проверки образовательных организаций приостановлены?
— Да, это так. Проверки организаций, осуществляющих образовательную деятельность, приостанавливаются до 30 апреля включительно. Исключение – внеплановые проверки, основанием для которых являются факты причинения вреда жизни и здоровью.
— Марина Дмитриевна, что бы Вы сегодня хотели сказать родителям учеников?
— Конечно, родитель – это полноправный участник образовательного процесса. Сегодня хочется обратиться к родителям, чтобы они всестороннее оказывали организационную и техническую помощь.
Организуйте режим дня ребенка! Проследите, чтобы в распорядке дня чередовались занятия с отдыхом и физическими упражнениями. Задания по ИЗО, музыке и физической культуре, технологии помогут разнообразить и сделать насыщенным учебный день ребенка. Подготовьте, пожалуйста, рабочее место для ребенка: компьютер (ноутбук, планшет) или смартфон.
Важно! Проверьте вместе с ребенком наличие регистрации на той или иной образовательной платформе, которая заявлена в расписании уроков! Если нет, обратитесь сразу к классному руководителю.
На первых порах ребенку, особенно ученику начальной школы, необходима помощь взрослых при онлайн-обучении. Помогите ребенку перейти к онлайн-уроку или на ресурсы для выполнения заданий, которые укажет учитель. Регулируйте учебную нагрузку ребенка самостоятельно по состоянию его здоровья и своевременно информируйте об этом классного руководителя.
Первые уроки будут тестовыми: учитель будет апробировать возможности систем, подбирать для аудитории ребят наиболее эффективные формы работы и виды учебной деятельности. Убедите ребенка работать спокойно, терпеливо и аккуратно, т. к. это поможет ему эффективно учиться на последующих уроках уже без вашей помощи.
— Что для работников сферы образования района сейчас является главным?
— На всех этапах нашей работы главное для нас, конечно же, дети. То, что касается дня сегодняшнего, постараюсь обозначить первоочередные задачи.
Найти платформу или способ, где будет организована основная учебная деятельность, передаваться основной поток видео и текстовой информации, переписка. Научиться стабильно в нем, организовать рабочее место и ученику, и учителю, выработать привычку работать дистанционно, чтобы ничего не отвлекало. Это серьезная задача на первое время.
Планомерно начать дистанционное обучение, не внедряя сразу множество различных технических инструментов типа онлайн-рабочих листов, онлайн-досок, опросов и прочего, думаю, это будет распыление и это будет отвлекать от основной задачи — научиться стабильно обучать и обучаться через Интернет.
Уважаемые коллеги, ученики и родители! Сейчас все мы с вами оказались в ситуации, когда неожиданно и впервые приходится организовывать образовательный процесс совершенно иначе. Безусловно, вопросов много, не всё сразу понятно, что‑то получается не с первого раза. Но многое зависит и от того, как мы все будем действовать сообща: необходимо действовать спокойно, рассудительно, сохраняя рабочий процесс.
У нас с вами есть главное: понимание цели – дать каждому ребёнку, где бы он ни жил, возможность получать качественное образование, предоставить различные ресурсы для организации обучения на дому. И, конечно, общая мощная взаимная поддержка.
Телефон горячей линии по вопросам дистанционного образования в Прохоровском районе — 2–14–53 (Марина Дмитриевна Малышева).
— Марина Дмитриевна, спасибо за вдумчивые и детальные ответы на наши вопросы. Мы уверены, что Ваши слова немного успокоят жителей нашего района и настроят их на всестороннюю помощь и поддержку не только своих детей, но и педагогов.