Фестиваль-конкурс «Каша — матушка наша» проходит в самых лучших русских традициях. С утра школьники, особенно из младших классов, приходят в русских национальных костюмах, и тогда в коридорах и учебных кабинетах становится ярко и нарядно от разноцветья рубах, блузок и юбок. Особенно интересно смотреть, когда к доске вызывают русскую красавицу, которая легко решает у доски задачки по математике или физике.
С годами этот конкурс, превратившийся в фестиваль или праздник, настраивает всю школу с первого по одиннадцатый класс на особую приподнятую, во многом суматошную волну. К празднику готовятся тщательно и дети, и родители, и учителя. У детей миссия особая. Вместе с классными руководителями они втайне от других классов готовят инсценировки, разучивают песни, стихи, танцы, чтобы лучше всех представить свой класс на конкурсе. А дома они вместе с родителями колдуют над самыми невообразимыми рецептами каш и сопутствующих блюд, которых не будет ни у кого.
И действительно, перед жюри, куда и я входил, была поставлена задача фактически невыполнимая: как из десятков вкуснейших блюд выбрать самые лучшие. И пошли перед нами каши своим чередом: овсяные и рисовые, солдатские кулеши и узбекские пловы, гречневые и перловые, полбяные и кукурузные. Кстати, за ту перловую кашу, что попробовал, по‑моему, на столе первого класса, можно смело было давать Гран-при. А ещё же были каши пшённые со шкварками и салом, с грибами и баклажанами, а ещё с тыквой, мёдом, малиной и ежевикой, запеканки и пудинги с черносливом и изюмом, каша манная в сладком сиропе. А ещё пироги, оладьи, блины, коржи, драники. Потом мы стали всё запивать компотом и чаем, ибо с ходу блюда проталкивать в переполненный желудок не удавалось.
Итоги подводить было ещё тяжелее. Эйфория от вкусных блюд затуманивала мозг, расслабляя организм от бесконечной дегустации и оценки сценических представлений в театрализованной форме. Но директор школы Владимир Бузанаков расслабиться не давал. Начали определять лучших в трёх возрастных группах: начальные классы, 5,6,7 и 8 классы и 9,10 и 11 классы.
В номинации лучшее убранство стола отличились 2-й, 7-й и 11-классы. Лучшими в презентации своих столов были учащиеся 3-его, 6-го и 11-го классов. А всё‑таки самая вкусная каша (как я и предполагал) оказалась у 1-го, 5-го и 10-классов. Самыми гостеприимными оказались 3-й, 6-й класс и опять 11-й классы.
Оригинальностью рецептов отличились 6-й и 10-й классы. Лучшую кашу из детства представили 4-й и 6-й классы. Самое оригинальное театрализованное представление показали учащиеся 3-его, 6-го и 11 классов.
Думаю, что цели и задачи конкурса были полностью выполнены. Дети и родители, которых было немало на празднике, лично участвовали в возрождении русских традиций и культуры, учились совместно проводить коллективно-творческие мероприятия, искали и находили таланты. А что ещё надо, чтобы в школе всегда было радостно, весело и приятно учиться. Однажды наблюдал такую картину, как за внуком первоклашкой приехала в Прелестненскую школу бабушка из Прохоровки (а в школе много учеников из посёлка), и как, широко распахнув глаза, малыш мчался по коридору с криком: «Бабушка, мне тут так хорошо!» Видимо, здесь и начинается, но никогда уже не заканчивается самая сложная наука в жизни – педагогика.