ГИБДД у нас в стране знают все. Но не все знают его историю. В том числе и историю Прохоровского ГАИ-ГИБДД. И ещё не все знают, что в составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений. Термин «строевые» означает, что их структура, внутренняя организация и система подчиненности близки к воинским формированиям. И ещё в ГИБДД не попадёшь, пока не отслужишь в армии. В своей деятельности ГИБДД обязательно взаимодействует с различными службами органов внутренних дел, государственными и общественными организациями в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Интересна сама по себе и история ГАИ-ГИБДД. 3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР постановлением №1182 утверждает «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». Отделом ГАИ были разработаны первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР».
В послевоенное время был создан отдел регулирования уличного движения (ОРУД), предтеча ГАИ. В те же годы был разработан Устав патрульно-постовой службы, актуальный до настоящего времени, в котором уже созданной Госавтоинспекции было предоставлено право лишать водителей прав на управление за езду в нетрезвом виде и запрещать управление транспортным средством без водительских удостоверений.
В 1954 году, в период образования Белгородской области, на её территории начали формироваться подразделения ГАИ, в том числе и в Прохоровском районе. История ГАИ-ГИБДД нашего района – это не только история самой службы, но и отдельные жизненные истории её сотрудников, многие из которых отдали лучшие годы своей любимой работе, выросли в настоящих профессионалов, были направлены на вышестоящие должности.
Первым госавтоинспектором на территории Прохоровского района, к которому одно время была присоединена часть территории Губкинского района, был капитан милиции Анатолий Кононенко. В воспоминаниях очевидцев тех лет говорится, что первая половина 70-ых годов прошла под знаком повсеместного усиления мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Минимальный штраф за нарушения в сфере дорожного движения составлял 3 рубля. За грубые нарушения было наказание до 10 рублей. За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения было наказание до одного года лишения водительского удостоверения, или штраф в размере до 30 рублей.
К водителям общественного транспорта, за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, по ходатайству руководителя той организации в которой он работал, мог быть применён особый порядок рассмотрения дела. Он представлял собой следующую процедуру: материалы дела об административном правонарушении направлялись на рассмотрение в ту организацию, в котором работал водитель. После чего на общем собрании коллектива рассматривался вопрос о наказании. В качестве меры пресечения могли вынести решение не о лишении водительского удостоверения, а об объявлении выговора, строгого выговора, либо перенесении отпуска. О вынесенном решении сообщалось в ГАИ.
После ухода на пенсию Анатолия Кононенко в 1977 году на должность госавтоинспектора пришел старший лейтенант милиции Виктор Красюков, проработавший старшим госавтоинспектором до 1980 года. В 80-ые годы были введены новые более жесткие правила технического осмотра, регистрации и учета транспортных средств, которых в районе было не более 2 тыс. В обществе возрастает интерес к работе инспектора ГАИ.
К особенностям службы на тот момент можно отнести следующее: весь офицерский состав независимо от должности (кроме начальника милиции и его заместителя) согласно графику заступал на дежурство по райотделу, в его основные обязанности входило координация служб и нарядов, а также контроль за несением их службы. В то время за каждым сотрудником (офицером) были закреплены народные дружины от организаций, учреждений и предприятий.
Также к особенностям службы на тот момент относилась проверка соблюдения гражданами паспортного режима. За каждым офицером были закреплены улицы, и раз в квартал осуществлялся подворовой обход, в ходе которого выявлялось количество фактически проживающих человек. Их количество и данные должны соответствовать записям в домовой книге За нарушение паспортного режима был предусмотрен штраф, налагаемый на хозяина домовладения.
В 1980 году на должность старшего госавтоинспектора пришёл лейтенант Валентин Чурсин, многие годы до этого работавший водителем районного отдела внутренних дел. Технический парк районного ГАИ начинался с одного мотоцикла, потом прибавился автомобиль.
Через шесть лет, после перевода Валентина Чурсина на должность криминалиста, старшим госавтоинспектором стал Михаил Сокорев. Служба в ГАИ Сокорева, его принципиальность и верность долгу стали настоящим примером для многих сотрудников инспекции. Пять лет он проработал инспектором ДПС в г. Белгороде, участвовал в задержании опасного преступника и был представлен к медали «За отвагу». Ещё двадцать лет, до самого выхода на пенсию Михаил Павлович работал в ГАИ-ГИБДД, дослужившись до звания подполковника. И сейчас в составе совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск он ведёт большую общественную работу. Под началом Михаила Сокорева многие годы отдали ГАИ Сергей Даниленко, Виктор Собакин, Сергей Сергеев, Геннадий Трушляков, Юрий Гуреев, работающий и поныне.
На тот момент с приростом количества автотранспорта в частных руках, было принято решение о расширении штата сотрудников ГАИ, в связи с чем численность их увеличилась до восьми человек: один госавтоинспектор, один сотрудник по административной практике и шесть инспекторов ГИБДД. В те же годы было создано отделение ГАИ, существующее и в наши дни. На вооружении у личного состава ГИБДД тогда были жезлы, свистки, компостеры. В те времена к водительскому удостоверению выдавался талон предупреждения, при грубом нарушении компостером в нём ставились отметки (проколы). За три отметки в течении года водителя отправляли на пересдачу правил дорожного движения.
В 2000 году в должности начальника ГИБДД был утверждён капитан Евгений Брянцев, находящийся на службе в РОВД с 1995 г. За пятнадцать лет он прошёл путь от стажера до начальника отделения ГИБДД. В его подчинении находилось 11 человек. Произошло переоснащение ОГИБДД, появились новые приборы, направленные на повышение качества работы инспекции дорожного движения, она была оснащена двумя патрульными автомобилями.
Через 10 лет, в связи с переводом Евгения Брянцева на вышестоящую должность, начальником ОГИБДД по Прохоровскому району стал старший лейтенант полиции Андрей Касаткин, с 1998 г. проходивший службу в районном отделении ГИБДД.
Его приход на должность пришелся на период больших изменений и реформирования в системе МВД, переименованием «милиции» в «полицию». Продолжалось увеличение количества частного автотранспорта, в связи с чем, происходили существенные изменения и в техническом обеспечении ГИБДД. Прибавился ещё один патрульный автомобиль, появились приборы: для измерения скорости движения «Искра», измерения светопропускаемости стёкол «Тоник», для освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения.
С переходом Андрея Касаткина на должность помощника начальника ОМВД по работе с личным составом отделение дорожной полиции возглавил старший лейтенант Дмитрий Фёдоров, до этого тоже прошедший хорошую школу в ГИБДД. С 2016 года отделением ГИБДД руководит бывший омоновец и участник боевых действий на Кавказе, капитан полиции Сергей Воробьёв, получивший хороший опыт работы в Управлении ГИБДД по Белгородской области.
В настоящее время в ежедневном режиме на страже дорожной безопасности и сохранения человеческих жизней работает 10 сотрудников Прохоровского ГИБДД, на попечении которых находится около 950 км автомобильных дорог, больше 11 тыс. транспортных средств, около 3 тыс. дорожных знаков. На вооружении сотрудников ГИБДД находится пять патрульных автомобилей, каждый из которых оснащён в соответствии с регламентом специальными приборами, применяемыми в деятельности подразделения для решения повседневных задач.
В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, вовлечением всех членов общества в этот процесс в качестве участников дорожного движения, увеличением числа транспортных средств, деятельность государственных органов по обеспечению дорожного движения, предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий приобретает особую значимость.
Следует отметить, на сегодняшний день во всех школьных и дошкольных учреждениях Прохоровского района сотрудниками ГИБДД проводятся акции и мероприятия, направленные на развитие у детей основ правосознания и навыков безопасного поведения на дорогах для предупреждения детского травматизма. Работа с детьми и молодёжью является приоритетной в работе ГИБДД, так как от её качества зависит обстановка на дорогах страны в будущем. В Прохоровском районе в двух средних школах созданы кадетские классы ГИБДД, курсанты которых принимали торжественную присягу у памятника Победы — Звонницы. На дорогах и улицах установлены несколько баннеров профилактической направленности по безопасному поведению детей на дорогах. Сотрудники ГИБДД неоднократно публиковали материалы о своей деятельности на страницах районной газеты «Истоки» и в сетевом издании «Прохоровские истоки».
Прохоровский район – место особое. В течение года здесь проводится немало грандиозных массовых патриотических мероприятий всероссийского и регионального значения, безопасность которых обеспечивают, в том числе и сотрудники ГИБДД. В Прохоровском ГИБДД приветствуется и поощряется преемственность и сохранение многолетних традиций службы. По стопам отца, дорожного автоинспектора Сергея Сергеева, пошёл его сын Владимир. Также умело перенимают лучший опыт работы молодые сотрудники лейтенант Алексей Кулабухов и младший лейтенант Роман Рябцев.
Опытными, инициативными сотрудниками зарекомендовали себя лейтенант полиции Юрий Гуреев, занесённый на районную Доску Почёта, а также капитан полиции Александр Литовченко, старшие лейтенанты Роман Цоколенко, Максим Гнездилов, лейтенанты Михаил Овчаров и Юрий Степаненко.
Все сотрудники отделения имеют высшее образование, добрая половина состава инспекции дорожного движения находилась в командировке на Северном Кавказе, многие имеют ведомственные награды и служебные поощрения, неоднократно участвовали в региональных профессиональных конкурсах «Биатлон ГИБДД».