В конце декабре 1942 г. 27-й истребительно-авиационный полк (иап) убыл со Сталинградского фронта в 13-й запасной авиационный полк (зап), где получил пополнение лётным составом из Качинской, Чугуевской и Борисоглебской ВАШП. Там полк начал программу подготовки на истребителях Як‑7Б, но 22 марта 1943 года был переведён в 16-й зап, где был переучен уже на Як‑1.
В апреле 1943 года командиром полка был назначен гв. майор Владимир Бобров.11 мая 1943 г. 27-й иап в составе 205-й иад начал перебазирование на новый аэродром Правороть, расположенный северо-восточнее станции Прохоровка, между населёнными пунктами Грушки Вторые и Правороть, для прикрытия своих наземных войск и военных объектов в ближнем тылу, а также перехвата разведчиков и групп бомбардировщиков противника. Из воспоминаний Г. А. Иванова:
«В паре с лейтенантом А.Л. Карминым мы вылетели на наше новое месторасположение под Прохоровку. Пролетали над территорией, где совсем недавно проходила линия фронта. Вся земля была изрыта воронками, траншеями, окопами. Я внимательно следил весь полёт за воздухом. Ведь мы подлетали к линии фронта, где можно было в любое время встретить противника. Но сколько я не осматривался, не вертел головой - ничего кроме синего безоблачного неба не видел. Наша пара первая приземлилась на аэродроме. Под аэродром было приспособлено обыкновенное ровное поле недалеко от небольшого села километрах в трёх от Прохоровки. Нас уже поджидали механики. Не успели мы приземлиться и зарулить самолеты в копаниры, как над аэродромом на небольшой высоте прошёл Ме ‑110. Видно немцы уже успели зафиксировать появление нового аэродрома и посадку на него нового полка».
14 мая немецкая авиация совершила налёт на аэродром. Из оперсводки No 71 штаба 205 иад:
«В 18:45 группа самолётов противника, в количестве 9 Ю‑87, под прикрытием 6 Ме‑109, пыталась атаковать аэродром Правороть. Самолёты противника были встречены огнём ЗА (зенитной артиллерии) и шестью самолётами Як‑1, находившимися в воздухе. Дополнительно было поднято ещё четыре самолёта. Атаками наших самолётов и огнём группа самолётов противника была рассеяна. Бомбы брошены беспорядочно. Из числа сброшенных бомб шесть упали на северо-восточной окраине аэродрома и шестнадцать за границами аэродрома».
В завязавшемся воздушном бою было сбито пять самолётов противника. По одному самолёту сбили: командир полка гвардии майор В. И. Бобров, командир авиаэскадрильи старший лейтенант П. И. Чепинога и командир звена младший лейтенант Г. Т. Кузьмин. Особо отличился заместитель командира 1-й эскадрильи лейтенант Н. Д. Гулаев. К сожалению, не обошлось без потерь. Над Праворотью было сбито два наших самолёта. Погибли два летчика - Михаил Харламович Гриша и Фёдор Никифорович Муратов. 15 мая 1943 года с соблюдением всех воинских почестей, в присутствии всего личного состава полка погибших лётчиков похоронили в саду, в центре села Грушки. Могила обложена цветами и поставлены памятники.
В конце 50-х гг. их перезахоронили в братскую могилу поселка Прохоровка. В конце мая 2024 года поисковиками Прохоровским отделения ВПК «Огненная дуга» Валерием Власенко, Юрием Глазуновым, Юрием Погореловым и Сергеем Сошенко, между населёнными пунктами Малояблоново и Ивановка Прохоровского района, были обнаружены фрагменты сбитого советского самолёта. Они находились в воронке на глубине более четырёх метров. Костных останков найдено не было. Сначала был найден коленчатый вал с двумя сохранившимися гильзами и поршнями, чуть позже редуктор от мотора-пушки М‑105 - двигателя советского истребителя. Но какого? Такие двигатели устанавливались на самолётах ЛаГГ‑3 и Як различных модификаций. Ответ на данный вопрос мог дать только номер мотора. После тщательного осмотра он был найден на алюминиевой шайбе-ПФ 4 3397. Вскоре пришёл ответ из ЦАМО РФ - мотор No ПФ 4-3397 был установлен на самолёт ЯК‑1б No25128 на заводе No 292 (г. Саратов) в апреле 1943 года и был передан в 27 истребительно-авиационный полк 205 истребительно-авиационной дивизии. 14 мая 1943 года самолёт сбит в воздушном бою, лётчик сержант Гриша Михаил Харламович погиб.
С 5 по 18 июля 1943 г. основной задачей полка стало отражение массированных ударов бомбардировщиков и штурмовиков противника по оборонительным порядкам советских частей. В напряжённых воздушных боях июля пилоты 27 иап сбили 55 самолётов противника. Свои потери составили 11 машин. 4 августа 2024 года поисковиками Прохоровского отделения ВПК «Огненная дуга» в районе хутора Ясная Поляна Беленихинского сельского поселения были найдены фрагменты редуктора с мотор-пушкой ШВАК советского истребителя. После тщательного осмотра на уцелевшей шестерне редуктора была найдена сохранившаяся алюминиевая шайба с номером ПФ 4-3476.
После запроса в ЦАМО стало известно, что мотор No ПФ 4-3476 был установлен на истребитель Як‑1б No 23129. Весной 1943 года этот самолёт был передан в 27 истребительный авиационный полк 205 истребительной авиационной дивизии и был сбит в воздушном бою 6 июля 1943 года.
Из оперсводки No 124 штаб 205 иад 6.7.1943 года:
«27 иап в течение дня патрулированием прикрывал свои войска в районе Ольховатка, Терновка, Гостищево, Тетеревино и в районе Васильевка, Луханино, Тетеревино производил вылеты на перехват самолётов противника. Летало 12 Як‑1. В воздушных боях сбито 12 самолётов противника. Свои потери: 1 Як‑1 No 23129 лётчик мл. лейтенант Дрепин не вернулся с боевого задания».
Иван Фёдорович приземлился на территорию, занятую нашими войсками. Вернулся в свой полк и снова продолжил громить врага. Научным сотрудникам музея-заповедника удалось разыскать и связаться с внучкой Ивана Фёдоровича - М. Ю. Косых (Дрепиной). Марина Юрьевна поделилась с нами семейными архивными документами и фотографиями военного времени. 18.07.43 г. полк убыл с фронта в тыл. Уцелевшая матчасть в количестве 18 Як‑1 была передана в 737 иап. 205 иад вошла в состав 7 иак резерва Ставки Верховного Главнокомандования, а лётчики и техсостав её полков приступили к изучению и освоению американских истребителей Р‑39 «Аэрокобра» в 22 зап.
В 60 годах в Прохоровку стали приезжать многие ветераны - участники Прохоровского сражения на проведение торжественных мероприятий. Среди них был и командир 27 иап В. И. Бобров. Жители Грушек встречали его хлебом и солью. Вместе с ним приезжал брат погибшего однополчанина Ростислава Леонидовича Котрусова - Владимир Леонидович. 20 марта 1991 года В. И. Боброву было присвоено звание Героя Советского Союза.
Юрий ГЛАЗУНОВ, научный сотрудник музея-заповедника «Прохоровское поле».