Local Logo
Новости Прохоровского муниципального округа Белгородской области
79.02
-1.71$
90.56
-2.04
+10 °С, туман
Белгород

Житель Прохоровского района поделился воспоминаниями своей мамы о летнем отдыхе в лагере «Артек»

15 ноября , 11:00ОбществоФото: Семейный архив М. Тимофеева

В послевоенные годы школьников Советского Союза за отличные успехи в учёбе отправляли на черноморское побережье в Крым.

Житель Прохоровского района М.Тимофеев поделился с нашими читателями воспоминаниями о летнем отдыхе своей мамы в пионерском лагере «Артек», они посвящаются всем детям, родившимся после Великой Победы.

Подходил к концу непростой 1957 год. Нина родилась десятой по счёту в большой крестьянской семье в тяжёлый послевоенный 1946 год, но уже к одиннадцати годам её братьев осталось меньше половины. Старший брат Павел погиб пятого августа 1943 года, когда Красная армия совершила коренной перелом в Великой Отечественной вой­не, освободив города Орёл и Белгород. Четверо других братьев умерли от детских болезней, выкосивших малышей в период зимовки в землянке после раскулачивания. Глава семьи Гаврила Илларионович скончался прошлой осенью от воспаления лёгких, заработанного при кровле крыш нерадивым хозяевам, поздно спохватившимся после начавшихся осенних дождей. Из оставшихся членов семьи была только мать Нины. Старшая сестра вышла замуж и уехала с мужем на заработки на Донбасс, два брата к этому времени женились, начав самостоятельную жизнь, а третий брат Николай проходил срочную военную службу на флоте. С детства Нина была самостоятельной девочкой, да и выбора у неё другого просто не было. Помогала матери делать всю возможную для этого возраста работу с приставкой плюс два-три года. При этом самой приходилось себя защищать, если старшие мальчишки на улице пытались обидеть. Как‑то соседский парень Сашка исподтишка схватил Нину сзади за косы, за что был моментально наказан. Долго болело у него потом прокушенное правое ухо.

Училась Ниночка хорошо, кроме пятёрок других оценок не получала. Школа была для неё как отдушина в серых сельских буднях. Уроки географии, литературы, истории как бы приоткрывали дверцы в иную красочную и интересную неведомую жизнь. И все‑таки пословица «Чудес не бывает» в её случае, к счастью, не сбылась. На линейке, посвящённой празднованию Нового 1958 года, директор школы объявил, что лучший учащийся на период третьей четверти будет направлен для учёбы и отдыха в Международный детский лагерь «Артек». Все ждали… Кто же этот ученик?.. Кто заслужил такую высокую оценку?.. И тут, выдержав паузу, директор произнес:

«Лучший ученик - это Нина».

Девочка от неожиданности не могла промолвить и слова. Одноклассники поздравляли, кто‑то даже завидовал. Каждый мечтал попасть в этот рай, который дети могли видеть разве что на картинках школьных учебников или слышать по Всесоюзному радиовещанию о царящей в лагере идиллии. Мать Нины по случаю узнала, что через три дня в область поедет машина, учителя повезут документы для ежегодного отчёта. Нина собрала свои вещи, учебники и тетрадки. До областного центра от села Холодное было около девяноста километров, сначала до Прохоровки - тридцать, а затем шестьдесят - до Белгорода. Дорога была неблизкая.

Стоял январь - один из самых холодных месяцев в году, а ехать предстояло в кузове грузовой машины. Но на пути к мечте, которой для девочки был Артек, любые преграды были нипочём. Два с половиной часа на лютом январском морозе пролетели как один миг. Всю дорогу она по-детски мечтала о морском побережье, больших вечнозелёных деревьях-­пальмах и о новом прекрасном мире, который должен был для неё скоро открыться. В Белгороде прибывших для поездки детей посадили в автобус. Он был совершенно новым и казался каким‑то неземным видом транспорта с крышей сверху и отоплением внутри, да ещё в нём были и удобные мягкие сиденья.

Для неизбалованной жизнью Нины этот автомобиль был чем‑то вроде кареты, как для героини из сказки Шарля Перро «Золушка». К середине дня автобус был заполнен, и детей повезли на железнодорожный вокзал города для отправки к месту назначения в солнечный Крым. Скорый поезд Ленинград - Севастополь находился на первой платформе, он как и автобус был тёплым и удобным. Восхищению девочки не было предела. Дорога предстояла неблизкая, но Нина как и все дети была готова ехать столько, сколько потребуется. Двое суток в пути пролетели быстро. Во время поездки ребят вкусно кормили, с утра поили чаем с пирожками, пряниками и печеньем, на обед угощали сытной кашей с мясом, а на ужин - запеканкой с киселём.

В Севастополе их уже ждали. Крымская погода значительно отличалась от погоды в центральной России. Никакого снега, слегка моросил дождь. Температура воздуха примерно соответствовала апрельской. Дорога до лагеря казалась детям сказочной: то справа, то слева мелькали поросшие лесом горы, которые раньше они видели только в книгах в сельской библиотеке. Подъезжая к месту назначения, автобус снизил скорость. И вот он долгожданный Артек. Из лагеря доносилась пионерская музыка, которая побуждала юных граждан Страны Советов к великим свершениям и будущим Победам. Повсюду росли сказочные южные растения: пальмы, кипарисы и другие неизвестные представители флоры. Нина, открыв рот, бегала по территории лагеря. Первым делом ребят повели в баню, а после помывочной процедуры выдали специально подготовленную для них одежду. Школьная форма была и удобная, и красивая, и всем она была к лицу.

Тут Нина впервые увидела сказочную гору Аю-­Даг, которая напоминала огромного, склонившегося к поверхности моря медведя. И полетели бесконечные дни смены. Лагерный день был расписан по минутам, ни секунды свободного времени. Некогда бездельничать. Ежедневно спортивные соревнования, пионерские песни, которые сопровождали звуки горна и барабана. Неизбалованным советским ребятам жизнь в «Артеке» казалась сказочной. Ежедневный рацион изобиловал экзотическими фруктами и овощами, постоянно было мясо и рыба, и обязательно сладости. Главным предметом восхищения для приехавших детей было Чёрное море изумрудного, голубого, а временами даже тёмно-­синего цвета.

На родине у ребят, чтобы добраться до глубокого места в водоёмах, надо было идти иногда несколько десятков метров, а тут сразу глубина. Море всё время шумело, особенно по ночам, и, конечно, всем хотелось узнать, какой он вблизи большой медведь. Пройтись по покрытой деревьями и кустарниками широкой спине, потрогать уткнувшийся в морскую гладь огромный нос.

В Крыму быстро потеплело. Погода стала напоминать летнюю. И вот на утренней линейке вожатый объявил:

«Мы сегодня идём в поход на Медведь-гору, на местном диалекте называется Аю-­Даг. По преданию в глубокой древности огромный медведь наклонился, чтобы попить воды, да так и застыл, о чём напоминает характерный силуэт. На самом же деле это остатки древнего вулкана, застывшие жерла которого можно было ещё различить в некоторых местах».

Повторять два раза вожатому не пришлось. Ребята собрались быстро, взяв с собой самое необходимое, воду и тёплую одежду на случай похолодания. Так как в такие походы никто до этого не ходил и соответствующего опыта не имел, дорога наверх горы заняла около двух часов. Шли дети не спеша, несколько раз останавливались, осматривались, чтобы никого не потерять. Покрытая большими деревьями каменистая спина медведя внушала им неподдельное восхищение. Дойдя примерно до его холки, они остановились и разбили на случай дождя две палатки. Затем вожатые предложили собрать хворост для костра. Ребята с радостью это исполнили. Получился настоящий пионерский костёр, разжечь который доверили самому старшему Николаю, ему было уже тринадцать лет. В лагере отрядные костры были обычным еженедельным делом, а тут ещё и в горах. Ну и как же без печёной картошки. Это целый ритуал. И, конечно же, отрядные песни, в словах которых были вплетены фразы:

«Ах, Артек, мой Артек, не забыть тебя вовек!»…

Время шло день за днём. Нина уже настолько привыкла к лагерной жизни, что порой казалось, что это будет длиться вечно. Но как известно, хорошее имеет свой­ства быстро пролетать. Вот и подошло время прощаться. Конечно уезжать никому не хотелось. Не хотелось и Нине возвращаться из теплого Крымского рая в холодные родные места Черноземья. Это был как раз тот случай, когда настолько привыкаешь к окружающему хорошему, что возвращаться в непростое родное уже не хочется. Да и расставаться с медведем, к которому девочка так привыкла, тоже не хотелось. Прощаясь с лагерем, она поклялась, что обязательно сюда вернётся. Так и случилось - через десять лет Нина вновь приехала к своему медведю уже замужней дамой с мужем и маленькой дочерью…

М. ТИМОФЕЕВ.

п.Прохоровка.

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите на
Читайте также
Выбор редакции
Материал
СпортВчера, 13:29
Прохоровские гимнастки показали высокие результаты на Чемпионате и Первенстве области
Материал
ОбществоВчера, 09:59
Вячеслав Гладков рассказал о получении регионом награды «Золотой каток» в пятый раз
Материал
Общество20 ноября , 14:15
Обучение участников ДНД по оказанию первой помощи прошло в Прохоровке