Стимулирование непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогической деятельности, выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников - направление работы образовательной организации, так как именно аттестация даёт возможность стимулировать непрерывный рост педагога.
Немаловажным является тот факт, что при проведении аттестации обеспечено эффективное взаимодействие управления образования с аттестуемыми педагогами, школьными координаторами, с центром сопровождения аттестации при БелИРО. Подготовка и проведение аттестации педагогических работников – одно из важных направлений деятельности администрации школы.
Какая задача стоит перед школьными координаторами в новом учебном году? В первую очередь, аттестуемые педагоги должны быть информированы об условиях, порядке и правилах аттестации, поэтому вся необходимая информация о процедуре аттестации должна размещаться в школьных уголках по аттестации. А именно:
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 марта 2023года «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- мониторинг прохождения педагогом курсов повышения квалификации;
- подготовка перспективного плана аттестации педагогических работников и знакомство с ним педагогов;
- письма БелИРО от 30.05.2024 года № 608, от 13.06.2024 года № 657 и другие, которые дают пояснения по различным вопросам.
Далее школьные координаторы анализируют представленные документы для размещения на ЭМОУ и оказывают помощь педагогам в размещении документов. Педагоги уже осведомлены, что с 1 сентября 2023 года вступил в силу новый Порядок аттестации, который действует до 31 августа 2029 года.
16 сентября 2024 года был проведён семинар со школьными координаторами по теме: «Особенности экспертной оценки профессиональной деятельности аттестуемых в условиях действия нового Порядка аттестации». По данному вопросу выступила заместитель директора Прохоровской гимназии Антонина Шутенко, которая рассказала об оценке деятельности аттестуемого в целях установления первой и высшей квалификационной категории, ознакомила с показателями на категории, особенности отличия в показателях на первую и высшую категории. Также она отметила, что важным направлением при подготовке аттестации педагога является экспериментальная деятельность, статистика достижений, мониторинговые исследования и другое. По вопросам подачи заявлений, подготовке документов аттестуемых выступила заместитель директора Прелестненской школы Галина Бузанакова. Состоялся обмен опытом работы, в дискуссии приняли участие заместитель директора Вязовской школы Светлана Волобуева, заместитель директора Радьковской школы Жанна Лазарева. Также были рассмотрены положения для аттестации на квалификационные категории «педагог- методист», «педагог- наставник». Это новые должности. К указанной аттестации допускаются педагогические работники, имеющие высшую квалификационную категорию, отвечающие показателям деятельности, не входящей в должностные обязанности по занимаемой в организации должности.
В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет межаттестационный период. Вся работа по участию в различных конкурсах и мероприятиях ведётся в течение межаттестационного периода на уровне школы. В ходе подготовки важно довести до педагогов требования к претендуемой квалификационной категории, чтобы провести своевременную и эффективную работу. Ведение портфолио также контролируется заместителем директора по учебной работе (он же - школьный координатор).
Муниципальный центр оценки качества образования, информационного и методического сопровождения управления образования совместно с администрацией учреждений планирует и организовывает работу по обобщению опыта педагогов через районный экспертный совет.
Учитывая опыт педагогов - наставников и их помощь в развитии профессионального роста молодых педагогов, управление образования рекомендовало в учебном году продолжить систему сопровождения среди молодых специалистов на прохождение аттестации на квалификационную категорию.
Большую помощь оказывает центр сопровождения аттестации при БелИРО по вопросам подготовки документов в соответствии с критериями, используемыми при аттестации педагогических работников школ, детских садов, учреждения дополнительного образования. В новом 2024-2025 учебном году центр сопровождения аттестации педагогических и руководящих кадров подготовил ряд писем, в которых даны разъяснения о новых подходах в аттестации, ответы на дополнительные вопросы по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённого приказом Минпросвещения России от 24 марта 2023 года № 196. И ещё немаловажное условие, которое должен соблюдать аттестуемый: подавать заявление на прохождение процедуры аттестации в установленные сроки центром сопровождения аттестации при БелИРО.
В. ПАВЛИКОВА.
Главный специалист управления образования администрации района.