Local Logo
Новости Прохоровского района Белгородской области
100.68
+0.46$
106.08
+0.27
+2 °С, ясно
Белгород

На днепровских рубежах. История боевого младшего сержанта из Прохоровки

25 августа , 08:30Общество
Фото: из личного архива Алексея Кошевого

Житель района поделился личными воспоминаниями о фронтовой жизни СВО.

Просыпаться почти в полной тишине первые три дня отпуска в отчем доме было непривычно. Алексей Кошевой всё к чему-то прислушивался и будто чего-то ждал. Но близких разрывов снарядов и ракет всё не было, автоматных очередей тоже. Не рычали грозно танковые моторы, не слышалось команд на построение. И постепенно младший сержант осознал, что он дома в родной Прохоровке. На кухне хлопотала мама, какая-то птичка тенькала в саду, а живые и здоровые деревья за окном, не израненные осколками мин и снарядов, мирно шумели густой листвой.

Вспомнился почему-то госпиталь, куда он попал после контузии, а до этого было и ранение. А потом перед мысленным взором вдруг живо предстал их блиндаж. Вечно днём гомонящий разговорами, лязганьем деталей автоматов, которые надо было чистить каждый день, позвякиванием ложек по стенкам банки с тушёнкой, тихо работающим телевизором в углу.

Уходили на посты и возвращались дежурные наряды, старшина заполнял какие-то журналы, заглядывая в лежащие рядом списки, иногда раздавались отголоски смеха, видимо, кто-то рассказывал что-то весёлое из их прежней, теперь такой далёкой гражданской жизни. Вспомнилась полыхающая дровами буржуйка, которую ребята начинали кочегарить, как только наступали сырость и холода. От потрескивания сучков на поленьях в их подземной казарме сразу становилось уютней и теплей. Как говорится, «бьётся в тесной печурке огонь…». Под дверью иногда поскуливает ротный пёс Граф, просящий тушёнку из сухпайка, которой он может съесть неимоверное количество. Проверяли. Он тогда раздулся, как барабан, но продолжал вылизывать последнюю банку. Его предшественник пёс Байкал, похожий на восточно-сибирскую лайку, погиб от кассетного снаряда «лампочки», называемого еще «колокольчиком». Было очень жалко это безобидное существо…

Ещё Алексею отчего-то подумалось, что для него их третья рота стала настоящей семьёй, в которой все друг друга знают вдоль и поперёк, где между сослуживцами нет никакой фальши, недоговорённостей, сопливых признаний в вечной дружбе. Коллектив подобрался сплочённый, основной костяк составляют белгородцы, есть несколько ребят и из родного Прохоровского района – из хутора Сторожевого, сёл Сагайдачное и Малые Маячки. В составе роты и трое ребят из Донбасса, которые воюют уже десять лет, у них многому можно научиться.

А тут вспомнились ещё и сёла на берегу Днепра и рядом с ним, которые так и навевали частые думы о доме – Новая Маячка, Старая Маячка, Малая Маячка, Масловка, Чернянка. Это всё рядом со знаменитыми Крынками и Корсунками, которые в жестоких боях удалось отбить российским войскам. После них поредели ряды его однополчан. Видел Алексей и последствия наводнения после взрыва Каховской ГЭС.

В роте царит жесточайший сухой закон, жизнь по Уставу, наставлениям, регламентам, установленному командиром строгому распорядку дня. Понятно, что никаких «самоволок» и быть не может, ведь караульная служба длится круглые сутки, двух дежурных – одного на вышке, другого внизу – товарищи сменяют каждые два часа. И, вместе с этой военной дисциплиной и строгостью, это их настоящий дом. Возвращаясь откуда-нибудь, они говорят другим сослуживцам, что пошли или поехали домой. И все понимают, что путь они держат в свой глубокий и обустроенный по всем правилам военной науки блиндаж.

Со строительством блиндажа, а оно продлилось почти месяц, ребята попотели изрядно. И хотя огромную траншею под него выкопал экскаватор, выпрошенный командиром в инженерном батальоне, но последующий длительный процесс обустройства выпал на долю танкистов, которым до этого приходилось ночевать в спальных мешках. Сам Алексей за месяц освоил несколько строительных специальностей, как и другие ротные умельцы.

Фото: из личного архива Алексея Кошевого

Известная военная песня про землянку в три наката здесь стала неактуальной, потому что из-за Днепра могли прилететь, кроме уже надоевших «морковок» и «игл», снаряды и гораздо более серьёзного калибра, ракеты «Хаймарс» или дроны-камикадзе. И потому блиндаж сделали в пять накатов, перестилая песком и землёй, подбив потолок плёнкой и толстой фанерой. Сверху накрыли ветками, постоянно обновляемыми. Хочешь жить – умей маскироваться!

Сколько тогда ребята выбросили земли, выравнивая стены, перетаскали брёвен и досок, делая накат и настилая полы, вбили скоб и гвоздей, то только Бог и старшина знают. И хотя делалось всё добротно и надёжно, будто на вечные времена, каждый служивый знал, что поступит приказ и придётся оставить обжитое место своим братьям по оружию, чтобы вновь окунуться в кочевой быт солдатской жизни. Через несколько дней, перевезя имущество на «Уралах», надо будет вновь зарыться в землю и начать обустраивать новое место дислокации.

Внутри родного блиндажа танкисты соорудили тогда двухъярусные кровати, на которые вскоре постлали новые современные матрацы, привезённые волонтёрами из Ульяновской области. Потом появился умывальник, душевая кабина. Соорудили и баньку – без неё никак. Питьевую и техническую воду подвозят регулярно. По пятницам приезжает специальный фургон, окрещённый солдатами «прачкой», в которой стиральные машины быстро отмывают обмундирование и бельё от окопной грязи. А ещё в этот же день приезжает другая машина на восемь душевых кабин, где танкисты до скрипа отдирают мочалками свои уставшие тела, не экономя воду. Ведь их ротная душевая предназначена лишь для быстрой повседневной помывки.

Окопы для танков, чтобы уберечь боевые машины от вражеской «арты», тоже делали сами. Те же накаты (только потоньше) из брёвен с дёрном. На ночь, как обычно, экипажи затаскивают на броню мешки с песком от кумулятивных снарядов противника. «Мангал», то есть укрытие из стальных уголков, сеток и решёток на верхнюю часть танка от налётов БПЛА, сделали в первые же дни, оберегая свой дом на гусеницах от вражеских беспилотников. Свой танк ребята «ласково» назвали «Зверобой».

Три месяца «учебки» в прошлом году в Крыму не прошли для Алексея напрасно. И хотя во время срочной службы он был командиром отделения дивизиона зенитно-ракетных комплексов, на СВО был призван в танкисты. Новая военная специальность ему даже понравилась больше, потому что он стал членом «экипажа машины боевой», в котором взаимовыручка и взаимозаменяемость находятся на самом высоком уровне. И хотя Алексей числится заряжающим, он может подменить выбывших из строя командира танка, наводчика, механика-водителя. Не раз они «упражнялись» на учебном полигоне, совершали дневные и ночные марши. Там же обрёл навыки искусного обращения с автоматом Калашникова. Жизнь в учебном полку строилась по старой военной пословице: чем больше пота на учениях, тем меньше крови в бою. Тогда же он приучился всегда цеплять белые отличительные полоски на руку и ногу.

Как-то после вражеского артобстрела, Алексей, высунувшись из люка, увидел кружащий довольно высоко вражеский беспилотник. Недолго думая, он врезал по нему из «калаша». Короткими очередями выпустил целый рожок. Через несколько секунд дрон «клюнул» вниз, завалился на бок и стал пикировать к земле. Командир танка, наблюдающий за этой «дуэлью», приказал:

«Алексей, бери ребят и бегом за «птичкой», пока другие не подобрали. Чует сердце, что это разведывательный аппарат».

Добежали, подобрали. Оказалось, что это новый, ещё мало известный в этих местах ударный дрон «Мадьяр», по украинской классификации «Птахи Мадяра». На беспилотнике насчитали одиннадцать видеокамер. Через час в роту прибыл особист, который с большим удовлетворением забрал флеш-карту с этого летательного устройства. А у Алексея записал номер жетона и сказал, чтобы готовил дырку на комбинезоне для награды.

Потом ребята совместно сбили ещё один редкий дрон, так называемую «матку», которая после выброса своих «птенцов», возвращалась на базу. Этот аппарат был сложнее, больше по размеру, имел около тридцати камер и какую-то особую круглую антенну.

Противник применяет против танкистов и другие БПЛА, переделывая их из агродронов, которые в мирной жизни использовались для обработки полей. «Коровы», «Бабы-Яги», «Ведьмы», хоть и летают медленно, но на большой высоте, и могут сбросить бомбы до 50 кг весом.

Наши танковые подразделения успешно противостоят неонацистам. У них имеются собственные «птички» и их операторы, запускающие дроны для разведки, как вражеских позиций, так и беспилотников противника. На правом, степном, более высоком берегу, танкисты выслеживают опорные пункты противника, его артиллерийские и миномётные батареи, стартовые установки ракет, склады, колонны живой силы. После этого быстрый выезд на боевую позицию и удар по выявленным целям бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами, каждый из которых весит 28 килограммов.

Назад в роту всегда возвращаются пустыми. Сколько тонн смертоносного железа Алексей «перенянчил» в своих мозолистых ладонях он пересчитывать и не собирается. Я смотрю на его большие ладони и крепкие мышцы рук, чувствую его уверенный и проницательный взгляд. «Да, изменился, ты брат», - говорю я сам себе. За этот военный год Алексей стал гораздо серьёзнее, более степенным, что ли. Ещё заметил, что он стал более немногословен. Как долго мы его ждали с позиций, а отпуск всё откладывался. Наконец-то, на побывку прибыл боевой танкист, с которым теперь каждый стремится поздороваться, накоротке узнать как дела, как служба.

Первое боевое крещение Алексей Кошевой принял всего через несколько дней, когда прибыл в свою боевую часть. От близкого разрыва снаряда его выше пояса засыпало землёй в окопе. Ещё не сообразив, что взорвалось, он, думая, что к позициям прорвалась вражеская разведывательно-диверсионная группа, начал поливать по кустам из автомата. Бывалые танкисты еле его утихомирили. А за то, что открыл стрельбу невпопад, выкапываться из окопа пришлось самому при помощи приклада автомата.

Это потом Алексей уже свыкся и с боевыми выездами, и со стрельбами. А с двумя гранатами «эфками» на бронежилете он не расстаётся – одна для врагов, другая – чтобы не взяли в плен…

К родному танку Т-62М у Алексея отношение особое. Поначалу он немало шишек набил, приноравливаясь к своему рабочему месту. И хотя танк и считается ветераном холодной войны и локальных конфликтов, в которых его собратья участвовали по всему миру, произведённая с ним полнокровная модернизация позволяет боевой машине по-прежнему выполнять самые сложные задачи на переднем крае, выживать в бою и наносить непоправимый урон противнику. Новая и надёжная внутританковая связь помогает быстро принять самые точные решения. Для многих прохоровских ветеранов танковых войск Т-62М тоже машина известная и любимая.

Всё техническое обслуживание и необходимый ремонт танка экипаж всегда делает совместно. Будь то чистка пушки и пулемёта, натягивание гусениц, смазка систем и узлов, согласно инструкции по эксплуатации, или ремонт «мангала», который кое-когда цепляется за ветки. Для более серьёзного ремонта, смены того же катка, прибывает ремонтная бригада, у умельцев которой всё спорится в руках.

Со временем его третья рота постепенно обросла своим хозяйством, чтобы было не хуже, чем у других. Так появился малый сварочный аппарат, потом большой передвижной САК – очень популярный ранее в колхозах и совхозах, дизельный электрогенератор, бензопила, всевозможный инструмент, телевизор, собственный холодильник в ротной столовой. Положенное денежное довольствие и «боевые» выплачиваются вовремя, так что ребята могут себе позволить некоторые удобства для повседневной жизни и боевой работы. Именно от этого во многом и зависит знаменитый «порядок в танковых войсках».

Как известно, боевые действия не могут длиться бесконечно. И у танкистов тоже есть минуты отдыха, праздники, дни рождения. Главные из них – День Победы, 23 февраля и День танкиста во второе воскресенье сентября, который уже не за горами. Вспомнилось ему, как широко отмечает этот праздник Прохоровское танковое братство – на Звоннице, у музея бронетанковой техники, с проходом боевых машин, солдатской кашей, праздничным концертом. По-другому и быть не может на легендарной земле, опалённой танковым сражением. Его друзья писали ему на передовую, что в день танкиста в прошлом году, а именно тогда ему пришлось участвовать в бою, они спели его любимую песню «А поле боя держится на танках», в которой есть такие замечательные строки:

А танк, он не за звёзды на мундире, Под Прохоровкой ранен был в бою.Спасибо тебе, Т-34, За боевую молодость мою.

Концерты и у них на днепровской передовой тоже бывают, но не часто. В торжественные дни, кроме стандартных, хотя и обильных завтраков, обедов и ужинов, ребята могут нажарить себе шашлыка, наварить шурпы, приготовить плов. А однажды Алексей даже угостил всех грибным супом из набранных в бору маслят и боровиков. В прошлом году танкистам даже удалось искупаться в недалёком от них Чёрном море. Так командование решило отметить их боевые заслуги.

Фото: из личного архива Алексея Кошевого

Алексей, как и многие из нас, считает себя рождённым в СССР, что и есть по сути. Место рождения он не выбирал – им оказался Мариуполь. Потом семья переехала в Узбекистан, а уже оттуда в Прохоровку, где и проживает уже почти четверть века. И потому традиции и обычаи новой Родины уже вошли в его плоть и кровь. Он даже попросил в военкомате сохранить свой старый военный билет. Это память о деде Николае Ильиче, который начал войну в 1941 году, а закончил на дальневосточных рубежах с разгромом Японии. Он много рассказывал ему о фронтовых буднях и даже подарил внучку велосипед, на котором Лёшка гонял, не переставая. Потом, уже повзрослев, Алексей с гордостью показал деду чёрный пояс по дзюдо, когда он получил 1-й дан в этом виде спорта.

В день отправки на СВО Алексей вместе с другими контрактниками посетил храм Петра и Павла, где им были подарены иконы и живые помощи, вновь освящены нательные крестики. Это и хранит в боях. Как говорят сами бойцы – на фронте неверующих нет. Да и фамилию свою Алексей Кошевой позорить не собирается, ведь у низовых казаков Запорожской Сечи это высшая выборная атаманская должность. И потому, хоть и контракт заканчивается у него в будущем году, Алексей знает, что будет бить врага до победы.

…Над широким седым Днепром стелется предутренний туман. Десятки птиц носятся над катящейся к Чёрному морю зеленоватой водой. Над головой Алексея медленно встаёт солнце, освещая далёкий правый берег великой и древней славянской реки. На той стороне не дремлют вражеские артиллерийские батареи и пусковые установки ракет, а, значит, для танкистов есть ещё работа…

Нашли опечатку в тексте?
Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Авторы:Вячеслав Веников
Читайте также
Выбор редакции
Материал
ОбществоСегодня, 11:07
Вячеслав Гладков: продолжаем формировать отряд «БАРС-Белгород» и СГУП «Орлан»
Материал
ОбществоВчера, 12:54
Педагог из Белгорода примет участие в следующем этапе Всероссийского проекта Знание.Лектор
Материал
ПолитикаВчера, 09:47
Белгородский министр культуры проведёт личный приём граждан