Вход Господень в Иерусалим (или Вербное воскресенье, Неделя ваий) – праздник, когда православные христиане спешат в Храм с веточками пушистых верб. Отмечается он за неделю до Пасхи в этом году 28 апреля.
В Иерусалим со всех сторон стекаются паломники на главный религиозный праздник — Песах (ветхозаветная Пасха). Сюда же отправляется и Христос вместе с учениками. Весть о воскрешении Лазаря Иисусом распространилась по Иерусалиму, и люди вышли встречать приближающегося к городу Спасителя. В этот день сидящего на осле Христа принимали как Мессию, приветствуя и постилая свои одежды и срезанные с деревьев пальмовые ветви на Его пути и радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». «Осанна» – что значит «спаси, мы молим!».
Однако следует отметить, что все ожидали политического Царя, который изменит жизнь народа, и ненавистные римские оккупанты будут уничтожены – и вот тогда, как считал народ, наступит вечное Мессианское Царство. А Христос пытался указать истинный характер своего Царства, которое «не от мира сего»: не политика была главной, не доминирование одного народа над другим, не царствование земное, не суета и гордость житейская... Вовсе не это является в нашей жизни главной целью. Чистота сердца, покаяние, кротость и любовь к Богу и ближнему – вот то, что хотел донести Христос людям, поэтому и в город Он въезжал не на боевом коне, как земные цари, но на кротком ослике, символизирующем мир.
Необходимо сказать о том, что через несколько дней толпа, приветствующая Мессию восторженными криками «Осанна!», будет уже в озлоблении кричать: «Распни, распни Его!»... Ведь люди ждали политического Царя, сильного и правосудного, который заберёт себе власть силой и сокрушит врагов. Христос не оправдал их надежд... Он действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным: Он победил страдание и смерть, дал людям возможность нравственно обновиться, преобразиться и спасти свою душу.
Подражая современникам Христа, мы тоже встречаем Его с ветвями в руках. В нашей стране пальмы не растут, поэтому мы идём в Храм с веточкой вербы – первой веточкой весны и тёплого времени. Веточка вербы в наших руках – это знак встречи Победителя смерти, это символ доброты.
Здесь хотелось бы напомнить, что верба – это не магический оберег, как думают некоторые люди. И если вас похлестали по спине вербой, или вы кого-то похлестали со словами из какого-то магического заговора, это вовсе не означает, что вы очистились, что грехи вам прощены... Нужно понимать – такой подход к вербочкам, к празднику совсем не православный! И гаданием нельзя заниматься в этот день (как и в другие дни, т.к. это антихристианское и богопротивное дело)! Не следует впадать в идолопоклонство и суеверия.
Вербу можно хранить в течение всего года дома, и она будет радовать вас, а потом, ближе к новому празднику, сжечь. Если же верба пустит корни в вазе с водой, то можно посадить веточку в землю.
Также следует отметить, что 29 апреля начинается Страстна́я седми́ца (или Великая седмица) – последняя неделя перед Пасхой, Воскресением Христовым. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа: Его страданий, крестной смерти и погребения. Всё содержание служб направлено на то, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, к тайне Искупления. Это очень важная, наполненная глубоким смыслом.
Итак, Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, напоминает нам о грядущем Великом, Славном и Радостном Воскресении Христовом. Встречайте Христа, ликуйте все вместе, радуйтесь, но будьте бдительны и осторожны в своих мыслях, словах и поступках, следите за своим сердцем, чтобы не уподобиться тем людям, которые сначала кричали «Осанна!», а через несколько дней – «Распни!»...
Матушка Татьяна Рудавина (Свято-Троицкий храм, с. Журавка).