Заходя с улицы в мастерскую художника, сразу окунаешься в иной мир. Запах красок, растворителей и лаков, разноцветная палитра, на которой мастер смешивает компоненты для получения нужного цвета. Здесь же и готовые работы, и незаконченные, требующие дополнений холсты. Чувствуешь, что попадаешь в какое-то волшебное пространство, где рождаются настоящие чудеса. Не дала мне природа владеть мастерством отображать реальности окружающего мира, а тем более реализовывать более смелые идеи в его отражении для глаз зрителей. Поэтому всегда отношусь к таким служителям искусства с большим уважением.
Николай Викторович Максименко встретил меня в своём доме, расположенном на относительно молодой улице райцентра. Показал двор, выращенные на клумбе розы, похвалился садом. Посетовал, что погода не даёт до конца довести хозяйственные работы.
Когда я зашёл в дом, в глаза бросились две гири по 24 килограмма, стоящие на полу в коридоре.
«Поддерживаю форму, я ведь раньше занимался пауэрлифтингом», - улыбаясь, рассказывает Николай Викторович,
Заходим в мастерскую художника, для которой он приспособил одну из комнат. На стенах висят картины Н.В. Максименко, на столе расположился мольберт с незаконченной работой «Ранняя весна», здесь же рядом находятся палитра, тюбики с красками, баночки с растворителями, кисти и шпатели. В углу стоят обтянутые холстом рамки для будущих работ. На шкафу огромная стопка различных наград мастера.
Николай Викторович родом из с. Солдатское Ракитянского района. До восьми лет он ходил в местную школу, где его отец был учителем изобразительного искусства и музыки, а ещё обладал даром художника и музыканта, прививая сыну интерес к прекрасному.
Николай с детства постигал азы рисования. Ему очень интересно было отображать на бумаге то, что видели его мальчишеские глаза, он чувствовал, что многое ему удаётся.
В 1984 году отцу Николая предложили стать директором Радьковской школы, и семья переехала в Прохоровский район, где ей выделили жильё.
Началась жизнь в новой обстановке, к которой нужно было привыкать. Николай быстро подружился с одноклассниками и стал применять свои умения в школьной жизни.
Начинающему художнику очень хорошо давались стенгазеты и плакаты, за которые его хвалили преподаватели, а его класс занимал призовые места. Особенно он любил рисовать шаржи – сначала на школьных друзей, а потом и на товарищей постарше. Он мог по-доброму изобразить смешную рожицу, но при этом не обидеть человека. Выходило забавно.
Шли годы, в 1993 году Николай окончил Радьковскую школу и остался в ней работать учителем изобразительного искусства и технологии. Параллельно учился в Белгородском колледже культуры, который в дальнейшем окончил с отличием.
«Я очень любил заниматься с детьми, видел, как у них горят глаза, как они слушают меня и пытаются воплотить в жизнь приобретённые знания. Были интересные работы и поделки, многие из них находятся в школьном музее», - рассказывает Николай Викторович
В 2003 году Н.В Максименко переехал жить в Прохоровку. К тому времени он уже обзавёлся семьёй, родилась дочка. В Радьковскую школу ездил каждый день два года.
В 2005 году Николаю Викторовичу предложили работу художника-оформителя в районном Дворце культуры. Здесь он оформлял сцену для представлений и мероприятий.
Заметив мастерство и талант Н.В. Максименко, руководство предложило ему стать директором Дома ремёсел. Художник с радостью согласился, потому что любил искусство и работу с детьми. К тому же на руках был диплом учителя химии, биологии и географии, полученный в БелГУ.
На этой должности он проработал до 2011 года. Ребята с удовольствием ходили на занятия к Николаю Викторовичу. Вместе рисовали, выжигали, лепили, занимались резьбой по дереву, работали на станках, организовывали выставки.
К сожалению, реалии жизни внесли коррективы в дальнейшую деятельность Н.В. Максименко. Подрастала дочка, нужно было достраивать дом, требовались немалые материальные затраты. Николай Викторович был вынужден расстаться с Дворцом культуры и заниматься поиском более выгодной работы, даже некоторое время работал таксистом. В последнее время он трудится на элеваторе, но всё-таки подумывает когда-нибудь снова связать свою деятельность с работой в культуре.
Всю жизнь Николай Викторович занимается любимым делом – живописью. И хоть он написал более 350 картин, скромно считает себя любителем, которому ещё учиться и учиться. Двадцать один год назад он впервые попробовал написать картину масляными красками. До этого художник работал акварелью и белилами. К тому времени он уже успел познакомиться со многими белгородскими мастерами, членами Союза художников России, выезжал с ними на пленэры - писать картины на природе. Глядя на технику и приёмы прохоровца, они ему постоянно говорили: «Николай, пиши маслом, у тебя получится, мы подскажем. Глядишь, и в Союз тебя примем». И Николай Викторович решился.
Образцом для первой картины Н.В. Максименко взял произведение И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», только не стал изображать мишек. Понравилось, работал дальше. Стали появляться пейзажи родных ивнянских мест, радьковские просторы, прохоровские окрестности, на холстах отображались натюрморты и различные композиции.
Работы Н.В. Максименко появлялись на многих выставках области, до пандемии он всегда участвовал со своими картинами на фестивале «Хотмыжская осень», где к ним проявляли большой интерес. Некоторые пейзажи и натюрморты художника отправились по уголкам нашей страны и Европы, ими любуются даже в США.
У творческих людей, как известно, постоянно идёт внутри борьба противоречий, переживаний и смыслов. Свежие решения меняются одно за другим, появляется сомнение.
«Иной раз хочется окончательно бросить всё, бывают случаи - кажется, что не получается работа, что топчешься на одном месте, нет прогресса. Главное – выдержать паузу, не нервничать. А через некоторое время тебя озаряет, приходит вдохновенье, и работа пошла… Завораживает смешение красок. Да и муза всегда со мной…», - откровенничает Николай Викторович.
Музой художник полноправно называет свою супругу – Наталью Александровну, которая является настоящим товарищем и переживает вместе с мужем за результат очередной работы.
«Бывает, не можешь оторваться от картины, знаешь, что если отвлечёшься даже на минуту, потеряешь мысль – всё пропало. Наталья меня понимает в эти периоды - дела могут и подождать, я очень ценю её за такую поддержку», - рассказывает Н.В. Максименко
У главы семьи есть ещё один помощник в творчестве – дочь Ирина. Она – ландшафтный дизайнер и живёт в Старом Осколе. Постоянно приезжает в гости к родителям, интересуется новыми работами отца, совместно с ним обсуждает его идеи. Ирина отлично рисует, у неё получаются хорошие портреты.
Насчёт портретов. Николай Викторович никак не решится их писать. Разве что карандашом может побаловаться, но чтобы всерьёз, красками, да ещё на заказ…
«Как-то боязно начинать, опасаюсь обидеть кого-нибудь – вдруг не понравится человеку. Хотя, думаю, я к этому приду. Как говорят, глаза боятся, а руки делают», - делится мастер.
Руки действительно у Н.В. Максименко делают. Делают много. Делают качественно. Они ему помогают заниматься любимым увлечением, строить, содержать дом и семью, ловить рыбу, собирать грибы, класть кирпич и выращивать сад.
«Я считаю, что если человек одарён, он всё равно должен быть универсалом. Талант – это прекрасно, но не одним им мы живём. Гвоздь в стену вбить – тоже своего рода талант. Мы, по сути, все талантливы по-своему, но не каждый знает, в каком направлении. И если в ребёнке с ранних лет обнаружить талант и поддержать его, у него всё получится, и он станет счастливым человеком».
Хочется пожелать Николаю Викторовичу Максименко новых творческих идей и решений, свежих образов и сюжетов, ярких полётов мысли. И больше выставок, чтобы жители района, области, страны, а может, и мира смогли познакомиться его творчеством и порадоваться красоте, окружающей каждого.