Богородице была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворенный храм – Пречистая Дева, единственно достойная вместить в себя Источник чистоты и святости.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона: таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери – архиерейского.
Иоаким и Анна долго не имели детей, несли на себе иго безчадия, однако они не теряли надежды на милость Божию и дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Однажды, в один из праздников, старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бездетности. Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Анна, узнав, что произошло в храме, горько плакала и молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. И Господь исполнил их прошение. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Дочь, через Которую будет даровано спасение всему миру. И через время родилась девочка, рождество которой ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Девочку назвали Мариам (Мария), что значит «госпожа» или «княгиня».
Пророк Исайя предвозвещал: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог»! (см. Ис.7:14, Мф.1:23). Пресвятая Дева Мария стала лестницей, по которой Бог сошел на землю, и мостом, по которому мы восходим на небо.
Ангел обращается к Богородице: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28), а Елисавета говорит: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк.1:42), яко Спасителя родила душ наших. И эти слова составили песнопение под названием «Богородице Дево, радуйся...», которое до сих пор поется во время православных Богослужений.
В Евангелии от Луки Мария говорит такие слова: «...величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:46-48). Богородица является всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.
Прп. Иоанн Дамаскин говорит о том, что Богородица – «истинно выше всех Дево чистая», непорочная, возлюбившая Бога, «славнейшая серафим» и «честнейшая херувим». Своей чистотой и добродетелью Она превзошла и людей, и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».
Таким образом, Рождество Пресвятой Богородицы – это первый этап в истории Воплощения Бога и искупления рода человеческого. Вся история Нового Завета начинается с появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, Которая станет той Дверью, через Которую явится Спаситель мира. Рождество Богородицы Девы «радость возвещает всей вселенной», поэтому этот светлый день празднуется Церковью, как день всемирной радости.
Матушка Татьяна Рудавина.
Свято-Троицкий храм, с. Журавка.