Его необыкновенному трудолюбию, жажде деятельности и поиска поражались коллеги, друзья, солдаты Великой войны, одним из которых он был сам. Он написал и издал десяток книг, написал тысячи статей, очерков, рассказов, провёл сотни встреч. Казалось, что у него не сердце, а пламенный мотор – мотор патриота, энтузиаста, подвижника.
Таким многие знали фронтовика и журналиста Михаила Сабельникова, подвиг жизни которого нам ещё предстоит изучить. Попав из агрономов в журналисты, он - инвалид войны – сумел достичь того, к чему нам самим ещё расти и расти. Непреклонная воля, необычайное терпение и величайшая работоспособность позволили Михаилу выдвинуться в передовые ряды журналистов и публицистов Белгородской области. А первые заметки о школьной жизни в «Пионерскую правду» Миша Сабельников начал писать ещё в четвёртом классе под руководством своей любимой учительницы Софьи Островской.
С первых дней Великой Отечественной, он, как и многие его сверстники, стремился попасть на войну. Но их не брали. Всем им тогда в 1941-м исполнилось только по 15 лет. Но через полтора года, в феврале-марте 1943 многих из них всё-таки призвали. Так доброволец Михаил Сабельников с улицы Казацкой из села Нежеголь в 16 лет с небольшим попал на ускоренные шестимесячные курсы артиллерийских наводчиков в город Киров, в вятские края.
Глубокой осенью сорок третьего года вчерашние курсанты учебного полка самоходной артиллерии поехали на фронт, в то время, когда шли жестокие бои на днепровском плацдарме. Воинский эшелон с самоходными установками СУ-76 на платформах, накрытых жёлтым брезентом, пошёл на юг. Именно в учебном полку в городе Кирове Михаил Сабельников по-настоящему почувствовал себя солдатом великой страны: овладел техникой, в совершенстве изучил специальность наводчика, глубоко ощутил важность дружеского локтя сослуживцев, высокий интеллект командиров, их любовь к солдатам.
На службу попал в 51-й танковый полк 50-го механизированного корпуса 5-й гвардейской танковой армии, потом был переведён в 53-ю армию. Первое боевое крещение принял под городом Кировоградом, у Чёрного леса. Именно там погиб его друг, заряжающий самоходки Алексей Молчанов, уроженец х. Плоский Подолешенского сельского поселения.
Кировоградская наступательная операция продолжалась. Её целью был выход к реке Южный Буг. Бои шли с большим ожесточением. Был штурмом взят Кировоград, а от полка самоходок, где служил Михаил Сабельников, осталось всего несколько машин. В одном из боёв их СУ-76 была подбита, весь экипаж, за исключением Сабельникова, погиб.
Михаил в том бою потерял правую руку, получил сильную контузию. Когда его привезли в медсанбат, он не подавал признаков жизни. Две тяжелейшие, сложнейшие операции, тщательный профессиональный уход, перевязки сделали своё дело. Пять напряженных суток хирург, медсёстры и санитарки санбата боролись за жизнь молоденького артиллериста. И лишь когда убедились, что боец жив, отправили в полевой госпиталь, находившийся за тридцать километров от полевых позиций. Выжив, Михаил очень горевал, что провоевал так мало и не дошёл до Берлина, и даже плакал от отчаяния и злости.
В те пять дней санбата свою кровь израненному солдату отдала Варвара Тарасенко и это позволило вернуть воина с того света. После войны раненный и его спасительница встретились в Шебекино, и вновь вспомнили те дни, когда Михаил метался в жару, повторяя: «Не хочу жить без руки, не хочу жить!». Варя тогда стояла рядом с его кроватью и… плакала.
Потому на всю жизнь Михаил всегда выражал самые искренние слова благодарности своим спасительницам и другим женщинам военного поколения, называя их богинями, принцессами, «с волшебными характерами», «женщинами с щедрыми сердцами», «с добрыми милыми глазами». Превеликой нежностью и любовью наполнены строки его книг: «Чтоб не забылась та война», «Боевые подруги на Огненной дуге», «Патриотом был обязан», «И мужество, как знамя, пронесли», «Свет очей твоих». Величественны в книгах Михаила Сабельникова образы фронтовичек всех военных профессий, проявлявших героизм и отвагу на полях сражений, отдававших порой жизни во имя Родины, ради жизни других.
В 1944 году Михаил Сабельников находился на излечении в своей родной Нежеголи в больнице (рана долго ещё не заживала, ведь в госпитале в Семипалатинске он настоял на досрочной выписке). Он мечтал поступить в Купянский сельскохозяйственный техникум, что осенью и осуществил. Упорство, воля, огромное трудолюбие позволили ему получить образование. По окончании техникума работал агрономом. Учебу решил продолжить и поступил в 1948 году в Харьковский сельскохозяйственный институт. Получив диплом, работал агрономом МТС в Шебекинском и Ивнянском районах. Потом был переведён на работу агрономом в колхоз «Красное знамя» (с. Прелестное) Прохоровского района.
В то время колхоз возглавлял бывший фронтовик, мудрый и рачительный руководитель, настоящий хозяин Роман Свитченко. Он принял самое сердечное участие в становлении Михаила, как агронома и человека.
В 1957 году редактор Прохоровской районной газеты «Красный Октябрь» Ким Зенин пригласил Михаила Сабельникова на должность заведующего сельскохозяйственным отделом редакции. Со всей своей активностью и энтузиазмом начинающий журналист взялся за новое для себя дело. А, кроме этого, фактически добровольно начал писать на военно-патриотические темы, стал вести активную переписку с ветеранами разных родов войск, местными жителями. Работавшие рядом с ним журналисты, не знали, когда он отдыхал, ведь к нему на стол почти ежедневно ложились письма со всех концов необъятной Родины. И на них надо было отвечать. В 1959 году М.А. Сабельников вступил в члены Союза журналистов России.
В те же, теперь далёкие годы, Михаил вместе с другими взялся за создание музея Прохоровского танкового сражения. На страницах районной газеты «Истоки» в 2001 году о Михаиле Сабельникове, когда он был ещё жив, написала добрые строки Наталья Овчарова, ныне директор государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле»: «В 60-е годы решено было создать в Прохоровке музей, посвящённый истории танкового сражения. Инициаторами создания музея стали райком партии и ветеранская организация. А вот в роли исполнителей выступили редакция и школа. Михаил Сабельников работал в редакции, и основная нагрузка легла именно на него. Он отсылал письма в архивы по всей стране. Благодаря им, накапливался богатейший материал, в музее и сейчас хранятся эти письма., которые входят в фонд музея и собраны в определённые папки. Мы до сих пор ими пользуемся, они важны и актуальны и в наше время…
С Михаилом я познакомилась в 1988 году, когда пришла работать в музей. Он настолько доброжелательно отнёсся ко мне, что между нами сразу установились очень тёплые отношения. Он, человек беспокойный и неугомонный, теребит, не даёт жить спокойно другим и, благодаря этому, продвигается работа. Такими людьми были И.Н. Ефименко, Н.И. Бойченко, таким является и М.А. Сабельников».
В 1977 году Михаил переехал в Белгород, где ещё 12 лет трудился в «Белгородавтодоре». Больше 40 лет он вёл поиск малоизвестных страниц войны. Много было сделано Михаилом по пропаганде героев, участвовавших в боях на Курской дуге. Он вёл большую патриотическую работу среди молодёжи и это тоже считал своей передовой.
В ветеранском движении Михаил участвовал с 1976 года, в Прохоровском районном совете ветеранов – со дня его создания. Являясь на общественных началах сотрудником областного совета ветеранов и членом его президиума, он больше 30 лет курировал Прохоровский районный совет. Вместе с его председателем Григорием Мастеровым посетил все первичные ветеранские организации района. Оказывал помощь на местах: проводил собрания ветеранов, тематические вечера, встречи со школьниками, проверял комнаты Боевой и трудовой славы, сельские музеи, обобщал опыт лучших первичек. Долгие годы вёл ветеранскую страницу в Прохоровской районной газете «Истоки».
Кроме уже названных книг Михаил Афанасьевич написал и другие: «Бессмертие» - о Герое Советского Союза Михаиле Николаевиче Угловском, «Георгий, старший сын Ульяны» - о Герое Советского Союза Георгии Герасимовиче Чернове из Радьковки, «Прохоровка. Величие подвига», две книги памяти по Прохоровскому району, десятки буклетов и плакатов об активистах ветеранского движения. Михаил Афанасьевич также писал и стихи о своих друзьях-фронтовиках.
1 сентября 2001 года решением педагогического совета школы за большую работу по патриотическому воспитанию молодежи, пропаганде героического прошлого М.А. Сабельникову было присвоено звание Почетного учителя Радьковской средней школы. По инициативе М.А. Сабельникова Радьковской средней школе присвоено имя Г.Г. Чернова, установлен бюст Героя.
Михаил Сабельников активно печатался в областных газетах "Белгородская правда", "Ленинская смена", его материалы часто звучали по областному радио. Михаил был членом областного совета ветеранов журналистики и одним из авторитетнейших краеведов области. М.А. Сабельников переписывался и сотрудничал с музеями и школами Белгородской, Вологодской, Воронежской, Курской, Московской, Харьковской и других областей.
М. А. Сабельников - кавалер ордена Дружбы народов, орденов Отечественной войны I и II степеней, многочисленных медалей, Почетный ветеран 6-й гвардейской армии, Заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 1993 году стал лауреатом первой премии Белгородского областного конкурса «50-летие бессмертного подвига».
Другу
Я вошел в новый век не с пустыми руками,
Мои годы со мной и моя суета…
Незаметно, мой друг, стали мы стариками,
А душа молодая по-детски чиста.
Перед Богом небесным стыдиться не стану,
Жил по совести, врать никогда не умел!
Сам частенько страдал, подвергаясь обману,
Потому что под дудку чужую не пел!
Я не кланялся тем «дикарям» и невежам,
Кто грозил и давил, было трудно дышать…
Жил на свете я с песней и светлой надеждой,
Что стихи мои будут добро пробуждать!
Эти строки посвятил М.А. Сабельникову самобытный поэт и композитор из Беленихино Алексей Астахов. Большая дружба связывала Михаила Афанасьевича Сабельникова и фронтовика Николая Петровича Черкашина, нашего старейшего селькора из села Красное. Сохранились письма, в которых обсуждаются животрепещущие вопросы жизни ветеранских организаций, в одном из них Михаил Афанасьевич признаётся, что он «одержим общественной работой». Приходиться только сожалеть о том, какие великие люди ушли.